журнал учета консультаций дефектолога
Документация учителя-дефектолога (рабочие журналы)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Журнал диагностики.docx
Указания к ведению журнала диагностической работы.
Журнал учёта диагностической работы является основным документом учёта диагностической работы в образовательном учреждении.
Администрация образовательного учреждения обеспечивает хранение журналов учёта диагностической работы и осуществляет контроль за правильностью их ведения.
Специалист, ведущий журнал учёта диагностической работы, систематически, чётко и аккуратно делает в журнале соответствующие записи.
ЗАМЕЧАНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ЖУРНАЛА
Замечания и предложения проверяющих
Отметка о выполнении
Выбранный для просмотра документ Журнал индив обучения.docx
20 – 20 учебный год
Указания к ведению журнала индивидуального обучения.
Журнал учёта индивидуального обучения является основным документом учёта индивидуального обучения в образовательном учреждении.
Администрация образовательного учреждения обеспечивает хранение журналов учёта индивидуального обучения и осуществляет контроль за правильностью их ведения.
Специалист, ведущий журнал учёта индивидуального обучения, систематически, чётко и аккуратно делает в журнале соответствующие записи.
Ф.И. ребенка _______________________________________________ Класс ____________
ЗАМЕЧАНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ЖУРНАЛА
Замечания и предложения проверяющих
Отметка о выполнении
Выбранный для просмотра документ Журнал консультаций.docx
Указания к ведению журнала консультативной деятельности.
Журнал учёта консультативной деятельности является основным документом учёта консультативной деятельности в образовательном учреждении.
Администрация образовательного учреждения обеспечивает хранение журналов учёта консультативной деятельности и осуществляет контроль за правильностью их ведения.
Специалист, ведущий журнал учёта консультативной деятельности, систематически, чётко и аккуратно делает в журнале соответствующие записи.
В журнале учёта консультативной деятельности в графе «Обратившийся» имеются сокращения. Специалист, ведущий журнал учёта консультативной деятельности опирается на следующие сокращения:
ЗАМЕЧАНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ЖУРНАЛА
Замечания и предложения проверяющих
Отметка о выполнении
Указания к ведению журнала учёта организационно – методической деятельности.
Журнал учёта организационно – методической деятельности является основным документом учёта организационно – методической деятельности в образовательном учреждении.
Администрация образовательного учреждения обеспечивает хранение журналов учёта организационно – методической деятельности, и осуществляет контроль за правильностью их ведения.
Специалист, ведущий журнал учёта организационно – методической деятельности, систематически, чётко и аккуратно делает в журнале соответствующие записи.
ЗАМЕЧАНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ЖУРНАЛА
Замечания и предложения проверяющих
Отметка о выполнении
Номер материала: ДБ-560174
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Методические рекомендации по ведению документации
Методические рекомендации
по ведению документации впункте коррекционно-педагогической помощи
Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи, утверждённом постановлением Министерства образования Республики Беларусь№ 131от 25.07.2011 г.;
Рекомендации по оформлению
Ссылка на приложение, либо нормативный документ.
Документация является непосредственным отражением организационных и содержательных аспектов деятельности ПКПП.
В учреждении образования, имеющем в своей структуре ПКПП, должны быть следующие документы:
у администрации учреждения образования
Решение учредителя о создании ПКПП
Содержат рекомендации об оказании обучающемуся коррекционно-педагогической помощи (на каждого обучающегося).
Заявления законных представителей обучающихся о зачислении в ПКПП
На впервые зачисленных детей
Приказ руководителя учреждения образования об организации работы ПКПП
Рекомендуем данный приказ на 01.09.
Приказ руководителя учреждения образования о зачислении обучающихся в ПКПП (в течение года)
Приказ руководителя учреждения образования об отчислении обучающихся из пункта
Рекомендуем данный приказ на 26.05.
-зачисленных (весной – впервые выявленных,нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи) в пункт коррекционно-педагогической помощи
— зачисленных в ПКПП
Журнал учета обследованных и зачисленных в ПКПП
обучающихся.
Журнал учета обследованных детей ведется согласно приложению № 2 (Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь от 25.05.2012г. «Организация и содержание работы в пункте коррекционно-педагогической помощи»).
В учреждении ведетсяодин журналучета обследованных и зачисленных в пункт, независимо от количества в учреждении учителей-дефектологов ПКПП и учителей-дефектологов специальных/интегрированных групп/классов. Журнал должен быть пронумерован, прошит, скреплен печатью. Записи вносятся разборчивым подчерком. Можно назначить ответственного за ведение журнала. Запись о ребенке, зачисленном в ПКПП, вносится один раз по факту зачисления, далее заполняется только колонка «Дата отчисления».
В журнале учета обследованных и зачисленных в пункт обучающихся фиксируются данные о всех обучающихся данного учреждения образования, прошедших ПМПКв течение учебного года.Колонка «Дата детей, зачисленных на коррекционно-педагогические занятия в ПКПП: дата зачисления и отчисления» заполняется на основании приказа руководителя учреждения образования о зачислении/отчислении обучающихся в/из пункт(а).
Годовой планработыучителя-дефектолога, утвержденный
руководителем учреждения образования.
В годовом плане работы учитель-дефектолог определяет цели и направления коррекционно-педагогической работы, сроки проведения углубленного обследования с целью определения индивидуально-типологических особенностей обучающихся, комплектования групп (подгрупп); мероприятия по пропаганде дефектологических знаний (темы лекций, бесед, выступлений, консультаций), пополнению оснащенности кабинета, самообразованию, повышению квалификации (курсы, методические объединения).
Расписаниезанятийучителя-дефектолога, утвержденное
руководителемучрежденияобразования.
Занятия проводятся по расписанию (Приложение №6), составленному учителем-дефектологом и утвержденному руководителем учреждения образования, на базе которого открыт пункт в соответствии с графиком работы (Приложение №7 ).
В расписании занятий указывается время, периодичность и продолжительность проведения занятий (групповых, подгрупповых, индивидуальных). К расписанию прилагаются списки обучающихся по группам (подгруппам) или фамилии и имена обучающихся при проведении с ними индивидуальных занятий, а также названия групп (подгрупп) по виду и степени тяжести нарушений развития, указывается класс (группа), в котором обучающиеся осваивают содержание образовательной программы дошкольного/общего среднего образования (приложение № 8)
Основной формой организация работы учителя-дефектолога являются индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия, которые проводятся в период с 16 сентября по 25мая (положение о ПКПП п.15).
Учитель-дефектолог может проводить консультативную работу с педагогическими работниками учреждения образования, с законными представителями обучающихся. Время, используемое для проведения консультаций, не входит в нормы часов педагогической нагрузки за ставку учителя-дефектолога и не включается в расписание.В графике проведения консультаций указывается время проведения консультации (день недели; время начала и окончания консультации; группа лиц, для которых проводится консультация: для обучающихся, не зачисленных на занятия в пункт; для законных представителей несовершеннолетних обучающихся; для педагогических работников и иных). Периодичность проведения консультаций (1-2 раза в месяц или иная) определяется учителем-дефектологом по согласованию с администрацией учреждения образования.
Для проведения консультативной работы просветительской направленности (рекомендации и советы учителя-дефектолога родителям, педагогическим работникам) рекомендуется использовать официальные сайты учреждений образования. На данных сайтах также может быть размещен график работы учителя-дефектолога с указанием времени проведения консультаций.
В аналитическом отчете отражаются все направления деятельности учителя-дефектолога в соответствии с годовым планом работы. Отчет составляется в свободной форме и включает:
количественные данные о проведенной в течение года работе;
качественный анализ основных проблем, которые возникают в работе учителя-дефектолога на протяжении учебного года.
у учителя-дефектолога
Карты, в которых отражены индивидуально-типологические особенности обучающихся, зачисленных в ПКПП
В картах (на группу, подгруппу или индивидуальных картах развития ребенка) фиксируются результаты углубленного изучения индивидуально- типологических особенностей обучающихся на момент зачисления их на занятия. В названных картах может фиксироваться динамика развития обучающегося относительно его личных достижений (мотивация, формирование общеучебных умений и навыков, запас активной лексики и др.).
При оформлении карт (индивидуальных карт развития ребенка,речевых) психолого-педагогического обследования ребенка следует учитывать следующие рекомендации.
Перспективные планы групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, утвержденные руководителем
учреждения образования.
Форму плана учитель-дефектолог определяет самостоятельно.
Планы разрабатываются на основании данных об индивидуально-типологических особенностях обучающихся и отражают основные направления работы по преодолению имеющихся у них нарушений. В планах рекомендуется указывать тему занятия, количество часов, основные направления коррекционной работы.
Перспективные планы групповой, подгрупповой и индивидуальной работы могут составляться на один или несколько месяцев с учетом результатов динамического изучения. В перспективный план можно вносить изменения и дополнения, ориентируясь на успехи или затруднения обучающихся.
Журнал учета проведенных занятий и посещения их обучающимися.
Для учета проведенных занятий и посещения их обучающимися рекомендуется использовать классный журнал(далее – журнал), который заполняется учителем-дефектологом аналогично страницам классного журнала. (Приложение 10)
Учитель-дефектолог ведет журнал учета проведенных занятий и посещения их обучающимися на белорусском или русском языке в зависимости от языка обучения и воспитания в учреждении образования.
Для правильного ведения и заполнения журнала ВАЖНО знать и учитывать следующее!
Список обучающихся группы (подгруппы), зачисленных на занятия в пункт, заполняется в алфавитном порядке.
Буквой «н» отмечается отсутствие обучающегося на занятии.
На правой странице журнала записываются дата проведения занятия и тема занятия (с большой буквы в строке графы «содержание учебного занятия»). Формулировка темы занятия должна звучать следующим образом, например, «Формирование (развитие, совершенствование) умений составлять рассказ по серии сюжетных картинок», а не «Формировать (развивать, совершенствовать..)»….
В случае отсутствия обучающегося (Иванова), на левой странице журнала ставится «н», на правой странице пишется дата и тема того ребенка, которого взяли вместо отсутствующего Иванова (Сидорова). В графе «Домашнее задание» пишем фамилию – Сидоров. На странице Сидорова ничего не пишем.
В случае, когда нет возможности заменить другим ребенком, на странице отсутствующего ребенка ставим «н», тему не пишем, строку на правой странице не пропускаем. На выделенной в конце журнала странице «Учет отработанного времени» записываем то, что учитель-дефектолог выполнял в рамках своих должностных обязанностей (н-р:Изготовление дидактического пособия «Футбол» на развитие дыхания; Оформление картотеки игр на развитие мелкой моторики и т.д.)
С 1 по 15 сентября учитель-дефектолог проводит углубленное обследование детей, которое может фиксироваться в журнале в 2-ух вариантах: на странице каждого ребенка, либо на выделенных в конце журнала страницах «Псхолого-педагогическое обследование» с указанием фамилии каждого ребенка (группы, подгруппы) и времени обследования каждого ребенка (группы, подгруппы).
В журнале учета проведенных занятий и посещения их обучающимисярекомендуем выделить странички для учета проведенных учителем-дефектологом консультаций. (Приложение №10)
На левой странице журнала записываются:
— в строке, предназначенной для записи наименования учебного предмета, делается запись «Консультативная работа»;
— в графах, отведенных для учета проведенных занятий, – дата проведения консультации (например, 17.09.);
На правой странице журнала записываются:
Во время каникул коррекционно-педагогические занятия проводятся по желанию обучающихся с ОПФР или их законных представителей. В период каникул учитель-дефектолог проводит работу по оформлению текущей документации, разработке дидактических материалов для проведения коррекционно-педагогических занятий, осуществляет консультирование педагогических работников учреждения образования, законных представителей обучающихся и иное, в рамках своих функциональных обязанностей. В случае необходимости по решению руководителя учреждения образования может выполнять иные функциональные обязанности, в рамках осуществления педагогической деятельности.
Рабочие тетради учащихся.
Оказание коррекционно-педагогической помощи учащимся пункта может включать различные виды письменных заданий. После каждого занятия учитель-дефектолог проверяет письменные задания, выполненные учащимися, исправляет допущенные ошибки и анализирует их. Следует отметить, что учитель-дефектолог оценивает не только правильность выполненных заданий, но и учебную деятельность учащегося в целом, его активность, старательность, внимательность, умение самостоятельно найти допущенную ошибку и исправить ее.
Оценивание деятельности обучающихся на занятии, в том числе и выполнение письменных работ учащимися, предполагает словесную оценку результатов их работы на занятии без выставления отметок.
Ежедневные планы могут быть представлены в виде краткого плана или развернутого конспекта занятия с указанием цели занятия, предлагаемых видов деятельности на занятии, используемого дидактического материала. Содержание планов должно соответствовать перспективным планам, записям в журнале учета проведенных занятий. Для учителей-дефектологов высшей и первой категории допускается тезисная структура плана. Учителя-дефектологи второй категории или без категории пишут подробные развернутые планы-конспекты или заполняют технологические карты.
При ежедневном планировании групповых занятий можно составлять конспекты либо технологические карты занятий на текущую неделю, в которых определяются темы, задачи, оборудование и краткий план групповых занятий. Также на неделю определяются задачи, содержание и ведется учет индивидуальных занятий.
Примерные виды оформления документации учителя-дефектолога
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Примерные виды оформления документации
УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Организационно-методическая работа учителя-дефектолога заключается в планировании содержания деятельности по всем направлениям работы: диагностическому, коррекционному, консультативно-просветительскому и т.д., а также тщательном оформлении и систематическом ведении указанной ниже документации.
Перечень документации учителя-дефектолога.
2. График работы учителя-дефектолога
Директор (название ОУ)
__________ (подпись)
__________ (расшиф.подписи)
График работы
учителя-дефектолога (Ф.И.О.) на _____________ уч.год
Федеральным законодательством для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю.
Учитель-дефектолог образова тельного учреждения, независимо от ведомственной подчинен ности, на с тавку заработной платы выплачивается за 20 часов педагогической (учебной) работы в неделю. Методическая работа учителя-дефектолога (подготовка к коррекционно-развивающим занятиям, повышение квалификации, самообразование, посещение семинаров, оформление документации и пр.) проводится в остальное время – 16 часов.
График работы составляется исходя из учебной нагрузки специалиста.
Учебная нагрузка учителя-дефектолога составляет 20 часов в неделю (1 рабочая ставка), которые направлены на:
-проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых);
-изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий;
-консультативную работу с педагогами и родителями;
-участие и подготовку ПМПконсилиумов, методических объединений, педсоветов.
3. Расписание коррекционных занятий, утвержденное завучем (методистом).
Расписание занятий (пример 1)
Всего часов в неделю
(Временная нагрузка на каждого ребенка в день, в неделю)
Петрова Пелагея 2а
4. Список учащихся, зачисленных на занятия с учителем-дефектологом.
Списочный состав (наполняемость группы) детей, с которыми проводится коррекционно-развивающая работа учителем-дефектологом должна составлять не менее 2 0 человек на ставку рабочего времени.
Зачисление осуществляется на основе заключения ПМПк (консилиум), составленного при комплексной диагностике и изучения ребенка в индивидуальной и групповой деятельности в начале учебного года, или при поступлении вновь прибывшего ученика. Итоговое диагностическое обследование проводится с 10.05.-25.05. ежегодно. Выпуск производится в течение всего учебного года после результатов положительной динамики в освоении программы и общего развития ребёнка.
В первую очередь для занятий с учителем-дефектологом рекомендуется зачислять детей, имеющих снижение или нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением ЦНС, следствием которого являются трудности в овладении программным содержанием обучения. Классификация нарушений разнородна по структуре дефекта: задержка психического развития церебрально-органического генеза, умственная отсталость, тяжёлые нарушения речи, ранний детский аутизм.
5. Список детей, рекомендованных к индивидуальным занятиям.
6. Перспективный план работы с группой (по ведущему нарушению).
7. Перспективный план индивидуальной работы с ребенком.
8. Журнал посещаемости занятий.
Месяц
Краткое содержание занятий
9. Журнал консультаций.
В журнале отмечаются индивидуальные и групповые консультации детей, родителей, педагогов. В отличие от Формы 4, в этот журнал вносятся консультации педагогов по поводу их профессиональной деятельности (общение с детьми, управление классным коллективом, успеваемость и пр.)
При проведении определенной работы (диагностика, беседы и пр.) после консультации, в графе 1 указывается дата первой консультации.
В графе 2 фамилия, имя, отчество обратившегося указывается полностью.
В графе 3 указывается статус обратившегося (ученик, учитель, педагог дополнительного образования, родитель)
11. Годовой отчет учителя-дефектолога.
Результативность работы учителя-дефектолога определяется успешностью усвоения и сроками прохождения программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом.
12. Паспорт кабинета (перечень оборудования и дидактических материалов).
13. Портфолио профессиональных достижений учителя-дефектолога
Один из вариантов структуры портфолио.
· фамилия, имя, отчество
· стаж педагогической работы
· занимаемая должность, предметы, преподаваемые учителем
2 . Самообразование учителя:
· тема самообразования и материалы по ней
· курсы повышения квалификации
· творческие работы на курсах повышения квалификации
· участие в конференциях, круглых столах, семинарах
· участие в экспериментальной работе
3. Достижения учителя
4. Методическая работа:
· участие в методическом объединении учебного заведения, города
· учебные программы (государственные, авторские)
· программы итоговых и промежуточных аттестаций
· контрольные, проверочные работы, тесты, лабораторные работы, разработанные учителем
· обучающие программы, презентации к урокам
· мультимедийные разработки педагога
5. Распространение передового опыта
· выступления на семинарах, конференциях
· материалы выступлений, тексты докладов на окружных семинарах
6. Достижения учеников
· результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях
· проектные работы учащихся
· описание творческих работ учащихся
· показатели качества знаний учащихся за последние 3 года
· отчеты по срезам знаний
14. План работы учителя-дефектолога на год.
Направления деятельности учителя-дефектолога
1. Диагностическое направление.
Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума. Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
Основной задачей можно считать прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.
Цель психолого-педагогического обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, анализ письменных работ (качественно-количественная характеристика типичных ошибок), наблюдение за деятельностью учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Диагностическое направление осуществляется на первичной диагностике и при динамическом изучении.
Первичная диагностика, направленная на определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. По результатам исследования происходит: распределение детей на группы (подгруппы) по ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуального развития, выявление детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях. По окончании первичной диагностики оформляются протокол и заключение на учащегося (см. Приложение).
Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решается задача дифференциации сходных состояний нарушения развития. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году (сентябрь-октябрь, май). Результаты обсуждаются на заседании школьного ПМПк и оформляются в виде дефектологического представления на учащегося. При динамическом изучении происходит сопоставление результатов развития учащихся с результатами учебной успешности по предметам, поэтому содержит анализ контрольных и текущих работ учащихся, определение сформированности учебных навыков и способов учебной работы (умения и навыки восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.).
Этапная диагностика. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия учителя-дефектолога. Результаты этапных заключений специалиста отражаются в Карте динамического развития ребенка.
Текущая диагностика направлена на обследование возможностей воспитанников запросу родителей (лиц их заменяющих), педагогов и других специалистов. Данный вид деятельности проводится на протяжении учебного года, по мере необходимости.
2. Коррекционное направление.
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.
Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависят от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражаются в типовом классном журнале.
К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:
— сенсорное и сенсомоторное развитие;
— формирование пространственно-временных отношений;
— умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
— нормализация ведущей деятельности возраста;
— формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
— готовность к восприятию учебного материала;
— формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направление работы с ним дефектолога (одно или несколько), которое служит основой для построения коррекционной программы.
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ЗПР, предоставление учащимся дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным учебным материалом.
Основное время в коррекционной работе учителя-дефектолога отводится на занятия с детьми младшего школьного возраста. Однако занятия могут проводиться и с учащимися 5—9 классов — с теми школьниками, которые уже посещали занятия дефектолога, но в связи со стойкостью нарушения еще нуждаются в продолжении коррекционной работы. Предпочтение в коррекционной работе отдается формированию приемов умственной деятельности и способов учебной работы учащихся на материале разных учебных дисциплин. Речь идет о формировании «широких» приемов, которые используются на уроке вне зависимости от области знаний и носят межпредметный характер. К ним относятся такие приемы, как рассмотрение объекта с разных точек зрения, логическая обработка текста, выделение основного смысла контекста, сжатый пересказ и др.
3. Аналитическое направление.
Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов.
Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает:
1) системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;
2) создание комплексных индивидуальных коррекционно-раз-вивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;
3) обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;
4) профилактику перегрузок учащихся. Коррекционная работа специалистов должна планироваться с учетом суммарной нагрузки на ученика;
5) взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Таким образом, данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка. Для этого проводится комплексное динамическое обследование детей (сентябрь-октябрь, апрель-май). Результаты обсуждаются на заседаниях школьного ПМПк. По итогам работы консилиума корригируется коррекционная работа дефектолога с учащимися классов КРО, составляются комплексные рекомендации родителям и педагогам.
4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.
Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.
Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу родителей и учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации и тематические родительские собрания, выступления на методических объединениях педагогов.
Разрабатываемые специалистом рекомендации носят частный и общий характер. Так, для работы с отдельными учащимися составляются рекомендации, позволяющие педагогу учитывать их индивидуальные особенности во фронтальной работе на уроках. В других случаях рекомендации носят общий характер. Таким рекомендациям должно предшествовать выступление дефектолога на собрании или методическом объединении, в котором он более подробно разъясняет родителям или педагогам особенности какого-либо нарушения развития.
5. Организационно-методическое направление.
Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организацию обследования отдельных учащихся на ПМПК округа (района, города) для выведения нуждающихся школьников в специальные (коррекционные) учреждения.
При подготовке консилиума на каждого учащегося специальным педагогом оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития ребенка для квалификации его нарушения. В Приложении приводятся бланки дефектологических представлений на учащихся (1 класс (первое полугодие), 1-4 классы, 5-9 классы).
Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организует свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Совместно с психологом, логопедом, учителем, врачом разрабатывает и реализует комплексные индивидуальные программы коррекции и развития, участвует в заседаниях школьного консилиума, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами, родителями, выступает инициатором выведения отдельных учащихся в специальные (коррекционные) учреждения, организует обследование учащихся на ПМПк.