журнал учета консультаций участников образовательного процесса рб
Примерная структурная модель ведения документации регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждении общего среднего образования
Примерная структурная модель
Деятельность организаторов воспитательного процесса регламентируется должностными инструкциями заместителя директора по воспитательной работе, педагога-организатора, педагога социального, педагога-психолога, педагога дополнительного образования.
В учреждении общего среднего образования должны быть разработаны:
программа воспитания учреждения общего среднего образования сроком на 5 лет. Каждое учреждение образования может составлять на основе региональных и республиканских мероприятий циклограмму общешкольных воспитательных дел;
план идеологической и воспитательной работы учреждения общего среднего образования разрабатывается на текущий учебный год на основе программы воспитания учреждения общего среднего образования и является разделом годового плана учреждения общего среднего образования. Мероприятия по реализации основных направлений воспитания обучающихся, план внутришкольного контроля за организацией воспитательного процесса, в том числе в шестой школьный день (названия мероприятий, сроки, место их проведения, участники, а также ответственные за их проведение) входят в подразделы плана. Каждое учреждение образования на основе данного плана составляет план идеологической и воспитательной работы на четверть (полугодие), включая работу на каникулах.
Кроме того в учреждениях общего среднего образования должны быть разработаны:
план воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (составляется на период каникул);
план воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
программы объединений по интересам, разработанные на основе типовых программ дополнительного образования детей и молодежи (статья 239 Кодекса Республики Беларусь об образовании);
индивидуальные программы дополнительного образования детей и молодежи (в случае необходимости).
В учреждении образования должны быть:
локальные акты (положения): о методическом объединении классных руководителей, о школьном самоуправлении и др.
Документация СППС учреждения общего среднего образования включает:
план работы СППС учреждения образования на год (раздел плана воспитательной работы учреждения образования);
планы работы специалистов СППС учреждения образования на четверть (полугодие);
аналитический отчет о работе СППС учреждения образования за год;
графики работы специалистов СППС учреждения образования;
социально-педагогическую характеристику учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя);
материалы по организации и оказанию помощи обучающимся (индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планы защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, индивидуальные психодиагностические материалы, акты обследования условий жизни и воспитания обучающихся, другие необходимые материалы);
отчеты и аналитические материалы о реализации мероприятий по оказанию социально-педагогической и психологической помощи обучающимся, индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;
журнал учета консультаций участников образовательного процесса;
план работы (входит в план работы учреждения) и протоколы заседаний Совета профилактики учреждения образования;
план работы и протоколы заседаний методического объединения классных руководителей;
расписание работы клубов, кружков, секций;
сценарии воспитательных мероприятий;
информационно-аналитический банк результатов мониторинговых исследований воспитательного процесса;
аналитический отчет учреждения общего среднего образования по идеологической и воспитательной работе за год.
Документация классного руководителя:
план идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день);
социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года);
аналитический отчет о воспитательной работе за год.
план работы педагога-организатора на год; план работы на четверть (полугодие); аналитический отчет о работе за год;
документация ОО «БРПО»: план работы пионерской дружины (включая разделы по планированию заседаний совета дружины, работы школы актива и т. п.); решения заседаний совета дружины; краткий аналитический отчет о деятельности пионерской дружины за год;
документация ОО «БРСМ»: план работы первичной организации на год; протоколы собраний; краткий аналитический отчет о деятельности первичной организации за год.
Документация других общественных объединений ведется по аналогии с ведением документации ОО «БРСМ».
* З борн i к нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 6, 2012
Методические рекомендации по ведению документации
Методические рекомендации
по ведению документации впункте коррекционно-педагогической помощи
Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи, утверждённом постановлением Министерства образования Республики Беларусь№ 131от 25.07.2011 г.;
Рекомендации по оформлению
Ссылка на приложение, либо нормативный документ.
Документация является непосредственным отражением организационных и содержательных аспектов деятельности ПКПП.
В учреждении образования, имеющем в своей структуре ПКПП, должны быть следующие документы:
у администрации учреждения образования
Решение учредителя о создании ПКПП
Содержат рекомендации об оказании обучающемуся коррекционно-педагогической помощи (на каждого обучающегося).
Заявления законных представителей обучающихся о зачислении в ПКПП
На впервые зачисленных детей
Приказ руководителя учреждения образования об организации работы ПКПП
Рекомендуем данный приказ на 01.09.
Приказ руководителя учреждения образования о зачислении обучающихся в ПКПП (в течение года)
Приказ руководителя учреждения образования об отчислении обучающихся из пункта
Рекомендуем данный приказ на 26.05.
-зачисленных (весной – впервые выявленных,нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи) в пункт коррекционно-педагогической помощи
— зачисленных в ПКПП
Журнал учета обследованных и зачисленных в ПКПП
обучающихся.
Журнал учета обследованных детей ведется согласно приложению № 2 (Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь от 25.05.2012г. «Организация и содержание работы в пункте коррекционно-педагогической помощи»).
В учреждении ведетсяодин журналучета обследованных и зачисленных в пункт, независимо от количества в учреждении учителей-дефектологов ПКПП и учителей-дефектологов специальных/интегрированных групп/классов. Журнал должен быть пронумерован, прошит, скреплен печатью. Записи вносятся разборчивым подчерком. Можно назначить ответственного за ведение журнала. Запись о ребенке, зачисленном в ПКПП, вносится один раз по факту зачисления, далее заполняется только колонка «Дата отчисления».
В журнале учета обследованных и зачисленных в пункт обучающихся фиксируются данные о всех обучающихся данного учреждения образования, прошедших ПМПКв течение учебного года.Колонка «Дата детей, зачисленных на коррекционно-педагогические занятия в ПКПП: дата зачисления и отчисления» заполняется на основании приказа руководителя учреждения образования о зачислении/отчислении обучающихся в/из пункт(а).
Годовой планработыучителя-дефектолога, утвержденный
руководителем учреждения образования.
В годовом плане работы учитель-дефектолог определяет цели и направления коррекционно-педагогической работы, сроки проведения углубленного обследования с целью определения индивидуально-типологических особенностей обучающихся, комплектования групп (подгрупп); мероприятия по пропаганде дефектологических знаний (темы лекций, бесед, выступлений, консультаций), пополнению оснащенности кабинета, самообразованию, повышению квалификации (курсы, методические объединения).
Расписаниезанятийучителя-дефектолога, утвержденное
руководителемучрежденияобразования.
Занятия проводятся по расписанию (Приложение №6), составленному учителем-дефектологом и утвержденному руководителем учреждения образования, на базе которого открыт пункт в соответствии с графиком работы (Приложение №7 ).
В расписании занятий указывается время, периодичность и продолжительность проведения занятий (групповых, подгрупповых, индивидуальных). К расписанию прилагаются списки обучающихся по группам (подгруппам) или фамилии и имена обучающихся при проведении с ними индивидуальных занятий, а также названия групп (подгрупп) по виду и степени тяжести нарушений развития, указывается класс (группа), в котором обучающиеся осваивают содержание образовательной программы дошкольного/общего среднего образования (приложение № 8)
Основной формой организация работы учителя-дефектолога являются индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия, которые проводятся в период с 16 сентября по 25мая (положение о ПКПП п.15).
Учитель-дефектолог может проводить консультативную работу с педагогическими работниками учреждения образования, с законными представителями обучающихся. Время, используемое для проведения консультаций, не входит в нормы часов педагогической нагрузки за ставку учителя-дефектолога и не включается в расписание.В графике проведения консультаций указывается время проведения консультации (день недели; время начала и окончания консультации; группа лиц, для которых проводится консультация: для обучающихся, не зачисленных на занятия в пункт; для законных представителей несовершеннолетних обучающихся; для педагогических работников и иных). Периодичность проведения консультаций (1-2 раза в месяц или иная) определяется учителем-дефектологом по согласованию с администрацией учреждения образования.
Для проведения консультативной работы просветительской направленности (рекомендации и советы учителя-дефектолога родителям, педагогическим работникам) рекомендуется использовать официальные сайты учреждений образования. На данных сайтах также может быть размещен график работы учителя-дефектолога с указанием времени проведения консультаций.
В аналитическом отчете отражаются все направления деятельности учителя-дефектолога в соответствии с годовым планом работы. Отчет составляется в свободной форме и включает:
количественные данные о проведенной в течение года работе;
качественный анализ основных проблем, которые возникают в работе учителя-дефектолога на протяжении учебного года.
у учителя-дефектолога
Карты, в которых отражены индивидуально-типологические особенности обучающихся, зачисленных в ПКПП
В картах (на группу, подгруппу или индивидуальных картах развития ребенка) фиксируются результаты углубленного изучения индивидуально- типологических особенностей обучающихся на момент зачисления их на занятия. В названных картах может фиксироваться динамика развития обучающегося относительно его личных достижений (мотивация, формирование общеучебных умений и навыков, запас активной лексики и др.).
При оформлении карт (индивидуальных карт развития ребенка,речевых) психолого-педагогического обследования ребенка следует учитывать следующие рекомендации.
Перспективные планы групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, утвержденные руководителем
учреждения образования.
Форму плана учитель-дефектолог определяет самостоятельно.
Планы разрабатываются на основании данных об индивидуально-типологических особенностях обучающихся и отражают основные направления работы по преодолению имеющихся у них нарушений. В планах рекомендуется указывать тему занятия, количество часов, основные направления коррекционной работы.
Перспективные планы групповой, подгрупповой и индивидуальной работы могут составляться на один или несколько месяцев с учетом результатов динамического изучения. В перспективный план можно вносить изменения и дополнения, ориентируясь на успехи или затруднения обучающихся.
Журнал учета проведенных занятий и посещения их обучающимися.
Для учета проведенных занятий и посещения их обучающимися рекомендуется использовать классный журнал(далее – журнал), который заполняется учителем-дефектологом аналогично страницам классного журнала. (Приложение 10)
Учитель-дефектолог ведет журнал учета проведенных занятий и посещения их обучающимися на белорусском или русском языке в зависимости от языка обучения и воспитания в учреждении образования.
Для правильного ведения и заполнения журнала ВАЖНО знать и учитывать следующее!
Список обучающихся группы (подгруппы), зачисленных на занятия в пункт, заполняется в алфавитном порядке.
Буквой «н» отмечается отсутствие обучающегося на занятии.
На правой странице журнала записываются дата проведения занятия и тема занятия (с большой буквы в строке графы «содержание учебного занятия»). Формулировка темы занятия должна звучать следующим образом, например, «Формирование (развитие, совершенствование) умений составлять рассказ по серии сюжетных картинок», а не «Формировать (развивать, совершенствовать..)»….
В случае отсутствия обучающегося (Иванова), на левой странице журнала ставится «н», на правой странице пишется дата и тема того ребенка, которого взяли вместо отсутствующего Иванова (Сидорова). В графе «Домашнее задание» пишем фамилию – Сидоров. На странице Сидорова ничего не пишем.
В случае, когда нет возможности заменить другим ребенком, на странице отсутствующего ребенка ставим «н», тему не пишем, строку на правой странице не пропускаем. На выделенной в конце журнала странице «Учет отработанного времени» записываем то, что учитель-дефектолог выполнял в рамках своих должностных обязанностей (н-р:Изготовление дидактического пособия «Футбол» на развитие дыхания; Оформление картотеки игр на развитие мелкой моторики и т.д.)
С 1 по 15 сентября учитель-дефектолог проводит углубленное обследование детей, которое может фиксироваться в журнале в 2-ух вариантах: на странице каждого ребенка, либо на выделенных в конце журнала страницах «Псхолого-педагогическое обследование» с указанием фамилии каждого ребенка (группы, подгруппы) и времени обследования каждого ребенка (группы, подгруппы).
В журнале учета проведенных занятий и посещения их обучающимисярекомендуем выделить странички для учета проведенных учителем-дефектологом консультаций. (Приложение №10)
На левой странице журнала записываются:
— в строке, предназначенной для записи наименования учебного предмета, делается запись «Консультативная работа»;
— в графах, отведенных для учета проведенных занятий, – дата проведения консультации (например, 17.09.);
На правой странице журнала записываются:
Во время каникул коррекционно-педагогические занятия проводятся по желанию обучающихся с ОПФР или их законных представителей. В период каникул учитель-дефектолог проводит работу по оформлению текущей документации, разработке дидактических материалов для проведения коррекционно-педагогических занятий, осуществляет консультирование педагогических работников учреждения образования, законных представителей обучающихся и иное, в рамках своих функциональных обязанностей. В случае необходимости по решению руководителя учреждения образования может выполнять иные функциональные обязанности, в рамках осуществления педагогической деятельности.
Рабочие тетради учащихся.
Оказание коррекционно-педагогической помощи учащимся пункта может включать различные виды письменных заданий. После каждого занятия учитель-дефектолог проверяет письменные задания, выполненные учащимися, исправляет допущенные ошибки и анализирует их. Следует отметить, что учитель-дефектолог оценивает не только правильность выполненных заданий, но и учебную деятельность учащегося в целом, его активность, старательность, внимательность, умение самостоятельно найти допущенную ошибку и исправить ее.
Оценивание деятельности обучающихся на занятии, в том числе и выполнение письменных работ учащимися, предполагает словесную оценку результатов их работы на занятии без выставления отметок.
Ежедневные планы могут быть представлены в виде краткого плана или развернутого конспекта занятия с указанием цели занятия, предлагаемых видов деятельности на занятии, используемого дидактического материала. Содержание планов должно соответствовать перспективным планам, записям в журнале учета проведенных занятий. Для учителей-дефектологов высшей и первой категории допускается тезисная структура плана. Учителя-дефектологи второй категории или без категории пишут подробные развернутые планы-конспекты или заполняют технологические карты.
При ежедневном планировании групповых занятий можно составлять конспекты либо технологические карты занятий на текущую неделю, в которых определяются темы, задачи, оборудование и краткий план групповых занятий. Также на неделю определяются задачи, содержание и ведется учет индивидуальных занятий.
Требования к документации, регламентирующей организацию воспитательного процесса в учреждении общего среднего образования
Документация, которую необходимо вести заместителю директора по воспитательной работе:
Программа воспитания учреждения общего среднего образования сроком на 5 лет.
План идеологической и воспитательной работы учреждения общего среднего образования на текущий учебный год (далее – план). План разрабатывается на основе Программы воспитания учреждения общего среднего образования и является разделом годового плана учреждения общего среднего образования. Мероприятия по реализации основных направлений воспитания обучающихся, в том числе в шестой школьный день, (названия мероприятий, сроки, место их проведения, участники, а также ответственные за их проведение) входят в подразделы данного плана.
План идеологической и воспитательной работы учреждения общего среднего образования на каникулах.
План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (составляется на период реализации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении).
План воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
План работы Совета профилактики (входит в план работы учреждения образования).
План работы методического объединения классных руководителей.
В структуре учетно-планирующей документации также должны быть представлены:
Программы объединений по интересам, разработанные на основе типовых программ дополнительного образования детей и молодежи (статья 239 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
Индивидуальные программы дополнительного образования детей и молодежи, экспериментальные программы дополнительного образования детей и молодежи (в случае необходимости).
Расписание работы объединений по интересам (кружков, секций и т.д.).
Аналитический отчет учреждения общего среднего образования по идеологической и воспитательной работе за год.
Документация, которую необходимо вести педагогическому работнику, выполняющему функции классного руководителя:
План идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть (полугодие).
Социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года).
Личная карточка учащегося.
Документация, которую необходимо вести педагогу-организатору:
План работы педагога-организатора на четверть (полугодие).
Документация СППС учреждения образования:
План работы СППС учреждения образования на год (раздел плана идеологической и воспитательной работы учреждения образования).
Планы работы специалистов СППС учреждения образования на четверть (полугодие).
Графики работы специалистов СППС учреждения образования.
Социально-педагогическая характеристика учреждения образования.
Материалы по организации и оказанию помощи обучающимся, в том числе индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, планы защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, индивидуальные психодиагностические материалы, акты обследования условий жизни и воспитания детей, указанных категорий, иные рабочие материалы.
Отчеты и аналитические материалы о реализации: мероприятий по оказанию социально-педагогической и психологической помощи обучающимся; индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей; находящихся в социально опасном положении; планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите.
Журнал учета консультаций участников образовательного процесса.
Акты обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних (по форме Приложения 2 к Инструкции от 28 июля 2004 г. № 47) составляются только при подготовке решения о постановке обучающихся на учет (снятии с учета) несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
К необходимым видам учетно-планирующей документации СППС учреждения образования также относятся документы, сопровождающие оказание следующих видов психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическая профилактика и просвещение, а также психолого-педагогическую диагностика как составная часть любого вида психолого-педагогической помощи. Документация психолога об оказании гражданину психологической помощи применяется только для служебного пользования.
Коррекционная (развивающая) психологическая помощь документально обеспечивается используемыми программами (с указанием источника или списка использованной литературы при самостоятельном составлении программы), схемами проведенных занятий, списками участвовавших в них, а также кратким рефлексивным аналитическим материалом по итогам реализации программы.
При реализации диагностического направления работы специалисты хранят используемые методы и методики, индивидуальные и групповые материалы диагностических обследований, обработанные протоколы результатов, записки по итогам проведения исследований и т.д.
Необходимо четко различать документацию СППС и документацию специалистов СППС. Каждым сотрудником службы ведется своя (личная) необходимая для работы документация, т.н. рабочая документация
В процессе сбора данных об учащихся также накапливаются справки, выписки из документов, позволяющие в дальнейшем составлять психолого-педагогические характеристики обучающихся.
Документирование деятельности СППС
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО НГЗ
Психолого-педагогическая характеристика
Психолого-педагогическая характеристика учащегося составляется с разными целями, исходя из которых ее содержание может меняться. Характеристика может носить текущий характер, когда она составляется впервые после одного учебного года обучения учащегося в школе и при переводе его из класса в класс дополняется и изменяется.
Составление характеристики на обучающегося (или на группу) – один из самых популярных, действенных и доступных способов для определения и выявления индивидуально-психологических особенностей учащихся. Грамотно составленная характеристика позволяет получить представление о личностных качествах учащегося, выстроить план дальнейшей психолого-педагогической работы, создать оптимальные условия психолого-педагогического сопровождения школьника.
Значительная роль в составлении психолого-педагогической характеристики отводится как педагогу-психологу, так и педагогу социальному. Педагог-психолог в характеристике отражает результаты диагностик учащегося, дает описание эмоционально-волевой сферы учащегося. Педагог социальный описывает условия, в которых воспитывается ребенок, характеризует роль родителей в воспитании, раскрывает особенности поведения учащегося, его отношений с коллективом учащихся и педагогов, уровень усвоения учащимся общественных норм и правил, наличие вредных привычек, возможности постановки на учет в органах профилактики.
При изучении учащегося должны соблюдаться принципы комплексности, объективности, всесторонности, индивидуального и динамического подхода. Психолого-педагогическая характеристика должна быть развернутой, полной и подробной; содержать анализ полученных данных, выводов, подтвержденных фактами и примерами; в ней должны быть указаны не только отрицательные, но и положительные черты личности учащегося и его познавательной деятельности.
Примерная схема психолого-педагогической характеристики учащегося
Фамилия, имя, возраст, класс, внешний вид, профессиональная деятельность (занятия) родителей, внеурочные интересы школьника.
Особенности физического развития, его соответствие возрасту (состояние здоровья, медицинская группа здоровья, занятия спортом, спортивные достижения). Имеет ли вредные пристрастия (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.?) (ис-пользуются данные из школьного медпункта, бесед с родителями, родственниками, классным руководителем, учащимся).
Состав семьи, ее социальное положение, образование родителей, жилищные и бытовые условия, материальная обеспеченность. Нравственный климат в семье, положительные, отрицательные (если они имеют место) стороны воспитания. Отношение учащегося к членам семьи.
Учебные и внеурочные интересы. Их устойчивость, диапазон (широкие, локальные), сила проявления, направленность.
Особенности памяти (зрительная, слуховая и др.; прочность, быстрота и полнота запоминания и др.).
Особенности мышления – развитость умений умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.), склад ума, логичность в суждениях, уровень самостоятельности мышления и др.
Особенности внимания – устойчивость, переключение, концентрация, степень развития произвольного внимания, умение распределять внимание и др.
Уровень развития учебных умений и навыков, уровень сформированности основных ключевых компетентностей.
Умения планировать и организовывать учебную работу, отыскивать нужную информацию. Степень рациональности учебных умений, сформированность алгоритма самостоятельных действий, культура умственного труда и др.
Умение работать с компьютером, поиск нужной учебной информации, выделение главного, существенного, анализ полученных результатов, способности к творчеству в учебной деятельности.
Развитие речи – активный словарный запас, развитие коммуникативных навыков бесконфликтного общения со взрослыми и сверстниками, культура речи, умение рассуждать и делать выводы, грамотность и выразительность речи и др.
Уровень развития общих умственных способностей.
Наличие специальных способностей, степень их выраженности.
Какой тип темперамента преобладает? Сила, слабость нервной системы (подвижность, уравновешенность, реактивность, темп психических реакций) и др.
Преобладающий эмоциональный тонус, устойчивость эмоциональных состояний, как часто меняется настроение учащегося? Характер протекания эмоций (вспыльчивость, сдержанность и т. д.). Степень агрессивности (депрессивности). Степень эмоциональной возбудимости (впечатлительность, раздражительность) и др.
Целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, решительность, выдержка и самообладание, умение управлять своими чувствами, организованность и др.
Отношение к жизни коллектива, проявляет ли личную инициативу в общественной жизни коллектива? Отношение к общественному мнению, отношение большинства учащихся класса
Уровень развития общих умственных способностей.
Наличие специальных способностей, степень их выраженности.
Какой тип темперамента преобладает? Сила, слабость нервной системы (подвижность, уравновешенность, реактивность, темп психических реакций) и др.
Преобладающий эмоциональный тонус, устойчивость эмоциональных состояний, как часто меняется настроение учащегося? Характер протекания эмоций (вспыльчивость, сдержанность и т. д.). Степень агрессивности (депрессивности). Степень эмоциональной возбудимости (впечатлительность, раздражительность) и др.
9. Волевые качества
Целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, решительность, выдержка и самообладание, умение управлять своими чувствами, организованность и др.
Отношение к жизни коллектива, проявляет ли личную инициативу в общественной жизни коллектива? Оношение к общественному мнению, отношение большинства учащихся класс к ребенку, пользуется ли уважением со стороны учителей, учащихся класса?
Отношение к учащимся противоположного пола. Какие общественные поручения выполняет? Наличие (отсутствие) близких друзей из класса. Степень проявления товарищеских качеств (взаимопомощь, взаимовыручка и т. д.).
Стремление занять то или иное место в классном коллективе, достичь определенной цели в учебе, в жизни вообще. Адекватность самооценки в той или иной деятельности, поступках, своих личных качествах, внешнем виде и т. д. (завышенная, заниженная, адекватная).
Честность, справедливость, чуткость, заботливость, склонность к предательству, лицемерию, нарушению правовых норм. Тактичность в отношениях с учащимися, учителями, родственниками, взрослыми людьми. Надежность в дружбе. Способность защитить близкого или попавшего в сложную ситуацию человека, животных и др.
При написании характеристики в зависимости от цели возможно использование одного или нескольких психологических показателей.
Педагогическая характеристика
обучающегося ___класса /группы
проживающего по адресу:
С какого времени обучается в учреждении образования, классе. Переводился ли из одного учреждения образования в другое (причины) Отношение к обучению, успеваемость, регулярность посещения учащимся занятий.
Какими предметами интересуется. Его склонности, увлечения, интересы.
В каких секциях, кружках занимается.
Какое участие принимает в общественной жизни класса.
Взаимоотношения с одноклассниками; статус в классном коллективе.
Имеет ли вредные привычки, девиантное поведение.
Совершал ли правонарушения, преступления.
Рассматривался ли на заседании Совета профилактики школы, комиссии по делам несовершеннолетних, по какой причине.
В какой семье воспитывается. Взаимоотношения между членами семьи. Степень участия родителей в воспитании ребёнка.
Характер влияния семьи на несовершеннолетнего.
Директор (подпись, печать)
Классный руководитель / куратор группы (подпись)
Психологическое заключение
Психологическое заключение должно быть структурировано в соответствии с концептуальными представлениями педагога-психолога о процессах психического развития. В психологическом заключении должны быть отражены показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие особенности в зависимости от направлений исследования. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекционно-профилактических воздействий либо развивающих программ. Обязательными элементами психологического заключения являются блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства: особенности развития, прогноз развития и рекомендации.
Оформляются в свободной форме
Оформляется в двух экземплярах с указанием даты и подписью педагога-психолога.
Примерная схема заключения включает в себя: цель исследования, данные анамнеза, методы исследования, интерпретацию результатов исследования, психологический диагноз, прогноз, рекомендации.
Условно в структуре заключения можно выделить 4 блока.
1-й блок включает в себя:описание целей,условий,в которыхпроводилось конкретное исследование (групповое или индивидуальное, дата, время суток, особенности ситуации тестирования, состояние обследуемого), данные анамнеза.
2-й блок –описание методов исследования.
3-й блок –интерпретация полученных данных.
4-й блок –диагноз,прогноз и рекомендации психолога.
5-й блок – разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с детьми, нуждающимися в психологической помощи, с реальными и потенциальными проблемами в обучении и развитии.
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО
1. План работы педагога социального на четверть (месяц, четверть, семестр, полугодие)
Примечание:
Не допускается формировать план работы педагога социального, педагога-психолога на различные периоды.
План работы педагога социального (на месяц, четверть семестр/полугодие)представляет собой программно-планирующий документ, разрабатываемый на текущий период, определяющий мероприятия по реализации основных направлений воспитания обучающихся, оказания психологической помощи субъектам образовательного процесса, сроки, место их проведения, лиц, ответственных за их реализацию.
Аналитический отчёт о работе СППС
В аналитическом отчёте отражаются качественно-количественные показатели по всем направлениям деятельности в соответствии с планом работы на учебный год. Анализируя выполнение поставленных на учебный год задач, специалисты указывают свои достижения, эффективные формы работы, а также возникшие затруднения, проблемы, которые необходимо решить в дальнейшем. Таким образом, определяются перспективы дальнейшей работы. Ответственным за составление аналитического отчета является заместитель директора по воспитательной работе.
Структура написания аналитического отчета:
Обоснование деятельности за отчетный период.Цель и задачи, стоящие в отчетном периоде. Проблемы над которыми работали специалитсты СППС. Приоритетные направления и пути, выбранные для решения этих проблем.
деятельность по реализации цели, задач и проблем, стоявших перед учреждением образования и СППС; тематические мероприятия по реализации задач, формы и практическая значимость;
проблемные ситуаци ввыявленые в ходе работы по решению задач, пути их разрешения; выводы о качестве работы
Обобщение выявленных проблем за отчетный период, определение приоритетных направлений и путей их разрешения, постановка цели и конкретных задач деятельности на следующий год.
Требования к плану работы СППС учреждения образования на учебный год
При подготовке плана работы необходимо детально проработать и изучить требования нормативных правовых актов и изменения в них.
В плане работы на год должна обеспечиваться внутренняя логическая связь содержания его частей: анализа работы за прошедший учебный год, задач и мероприятий на новый учебный.
При составлении плана необходимо соблюдать следующие требования:
соответствие целей, направлений, содержания плана нормативным правовым документам и информационно-методическим материалам Министерства образования Республики Беларусь;
актуальность и целенаправленность – отражение важных событий в жизни государства и общества, направленность на достижение цели и решение задач воспитания обучающихся в соответствии с нормативными требованиями;
психолого-педагогическая обоснованность мероприятий; разнообразие форм, методов идеологической и воспитательной
работы; деятельностный, системный, перспективный характер мероприятий.
План устанавливает способы и средства достижения цели, задачи, формы, методы работы, мероприятия по реализации основных направлений деятельности, сроки, участников, лиц, ответственных за их проведение, учреждения с которыми взаимодействует СППС по проведению мероприятий.
План работы СППС учреждения образования является разделом плана работы учреждения образования на учебный год, входит в него в полном объеме, название направления «Оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи».
Цель работы СППС установлена в статье 96 Кодекса об образовании: осуществление социально-педагогической поддержки обучающимся (воспитанникам) и оказание им психологической помощи в целях содействия социальной адаптации обучающихся (воспитанников) и оптимизации образовательного процесса.
Задачи работы СППС состоят в обеспечении выполнения требований нормативных правовых актов в сфере образования и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, решений государственных органов власти по вопросам обучения, воспитания и развития обучающихся (воспитанников), инструктивно-методических писем Министерства образования Республики Беларусь к новому учебному, с учетом специфики деятельности учреждения образования
Информационно-аналитическая – изучение и анализ положения детей в учреждении образования, сбор информации о несовершеннолетних и их семьях, формирование и актуализация учетных данных категорий несовершеннолетних, анализ полученных данных, формирование социально-педагогической характеристики учреждения образования и пр.
Здоровьесберегающая – формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у участников образовательного процесса.
Педагог-психолог на основании данных мониторингов выделяет группы для организации последующей психолого-педагогической работы.
Диагностическая – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.
Основанием для проведения психодиагностических мероприятий является план работы учреждения образования.
Массовая диагностика проводится по психосоциальному анкетированию и суицидальному поведению.
Основными в работе педагога-психолога являются три диагностических минимума.
Второй психодиагностический минимум проводится также в два этапа
Третий психодиагностический минимум проводится на этапе допрофильной подготовки с целью определения способностей и склонностей учащихся. Результаты этого минимума служат основанием для организации последующей профориентационной работы.
Другие диагностические мероприятия могут осуществляться согласно плану работы учреждения с целью обеспечения выполнения основных задач, а также в случаях необходимости подготовки психолого-педагогической характеристики на отдельных учащихся.
Некоторые диагностические мероприятия, такие как диагностика
социально-психологического климата классных коллективов, анкетирование учащихся и родителей по отдельным проблемам, могут осуществляться совместно с классными руководителями и педагогами социальными.
Коррекционно-развивающая – повышение адаптационных возможностей личности обучающегося, коррекция эмоционально-поведенческих нарушений, межличностных отношений в классах, содействие преодолению кризисных периодов в жизни учащихся (например, переход в среднюю школу, в профильные классы, вступление в подростковый возраст, подготовка к сдаче экзаменов и т.п.) мероприятия, направленные на преодоление последствий кризисных ситуаций, на профилактику возможных нарушений в развитии личности обучающегося, ее самосовершенствование и социализацию.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога реализуется через систему больших психологических игр, тренингов с коллективами классов.
Педагог-психолог может организовывать коррекционно-развивающую работу в виде факультативов, кружков, клубов в рамках часов школьного компонента.
Консультационная – организация консультационной работы с участниками образовательного процесса (носит характер индивидуальной или групповой работы), оказание помощи учащимся, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, учебных трудностей, проблем взаимоотношений.
Для учащихся возможны такие консультативные формы, как телефон доверия, групповые консультации на классных часах, а также психологическая поддержка в экстренных случаях.
Консультации для родителей организуются по специфическим проблемам учащихся (например, информирование о школьных трудностях их ребенка, разъяснение особенностей переживаемого ребенком возрастного этапа и т.п.).
С педагогами проводятся психолого-педагогические консилиумы по вопросам предотвращения дезадаптации учащихся, индивидуальные консультации в случаях возникновения острых проблемных ситуаций.
В случае появления запроса на психотерапевтическое и психологическое консультирование по личным проблемам со стороны родителей или педагогов педагог-психолог выполняет диспетчерскую функцию, направляя к другим специалистам, сведениями о которых он располагает.
По запросу администрации педагог-психолог выполняет психологический анализ мероприятий.
Защита прав и законных интересов обучающихся – изучение положения детей в семье, выявление и устранение причин и факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни с использованием критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетних, защита прав и законных интересов детей в различных органах и организациях.
Методическая – накопление методических материалов для организации образовательного процесса и предоставление возможности их использования участниками образовательного процесса, участие в работе педагогических советов, разработка или подборка методических рекомендаций, памяток, материалов для тематических выступлений, оформления стендов, сайтов и пр.
Методическая работа включает сотрудничество с заместителями директора школы по вопросам реализации поставленных перед учреждением образования задач, участие в составлении плана работы школы, участие в подготовке заседаний предметных методических объединений.
Повышение профессионального уровня – повышение квалификации, участие в обучающих мероприятиях, методических объединениях, аттестация, обобщение опыта.
Мероприятия специалистов СППС включаемые в план:
содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся;
изучение условий жизни и воспитания обучающихся в семье, взаимодействие СППС с работниками учреждений образования, иных органов и организаций по выявлению и учету обучающихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи;
своевременное информирование администрации учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя), заинтересованных органов о нарушении прав и законных интересов обучающихся и лицах, его допустивших;
участие СППС в осуществлении профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении обучающихся;
участие СППС в формировании у обучающихся навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;
изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся, иных участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов обучающихся и педагогических работников;
участие СППС в организации личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;
оказание психологической помощи, социально-педагогической поддержки обучающимся, оказавшимся в трудных и кризисных ситуациях, по формированию позитивного отношения к себе, окружающему миру, повышению уровня социально-психологической адаптации;
участие СППС в разработке и реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки;
участие СППС в разработке и реализации планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;
участие СППС в подготовке обучающихся к самостоятельной, семейной жизни, их профессиональной ориентации, а также выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;
повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса;
оказание социально-педагогической и психологической помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания;
участие СППС в анализе образовательной деятельности, осуществляемой учреждением образования;
участие СППС в организации социально значимой деятельности обучающихся, содействие в развитии детских и молодежных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;
изучение и обобщение опыта работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи;
разработка специалистами СППС информационно-аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, защиты их прав и законных интересов.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЩЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ СППС
Одновременно с этим ведется общая документация СППС:
1.Положение о СППС учреждения образования;
2.Приказ о создании СППС/об изменении состава (при необходимости);
3.План работы СППС учреждения образования на учебный год.
4.Графики работы специалистов СППС учреждения образования (с указанием консультаций).
При распределении рабочего времени учитываются особенности распорядка дня учреждения образования, необходимость работы в шестой школьный день (субботу) и каникулярный период, посещения обучающихся и их родителей на дому в вечернее время. В графике работы также указывается время проведения индивидуальных консультаций, которое должно быть выбрано с учетом запросов участников образовательного процесса. Следует обеспечить возможность обращения к специалисту в вечернее время, в шестой школьный день (субботу). График работы, утвержденный руководителем учреждения, размещается на двери рабочего кабинета, тематическом стенде и сайте учреждения образования и др., может корректироваться в течение учебного года по согласованию с администрацией и специалистом. Стоит учесть, что работа в библиотеке с научно-методической литературой, участие в семинарах, заседаниях методических объединений и другая работа по профессиональному совершенствованию входит в рабочее время специалистов. Это время согласовывается с руководителем учреждения образования.
5. Должностные инструкции;
Должностная инструкция составляется на основании квалификационной характеристики педагога социального, педагога-психолога, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г.
№ 105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих» для конкретного специалиста,учитывает уровень его квалификации, выполняемый им объем работ, круг обязанностей.
6. Аналитический отчет о работе СППС учреждения образования за учебный год;
7. Журнал учета просветительских и профилактических мероприятий;