журнал взаимодействия логопеда и воспитателя образец
Журнал взаимосвязи логопеда и воспитателя старшей группы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
учителя –логопеда и воспитателя старшей группы
на 2017-2018 учебный год
Фамилия имя ребенка
Состояние речевого развития
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 2 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
Показывает его выполнение.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Индивидуальные занятия с детьми
Документация учителя-логопеда ДОУ. Журнал взаимосвязи специалиста и воспитателей.
Учителю-логопеду ДОУ приходится вести немало разной документации. Ведение «Журнал взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей» отнимает много времени, которого всегда не хватает. Предложенный вариант поможет сэкономить время специалистам.
Просмотр содержимого документа
«Документация учителя-логопеда ДОУ. Журнал взаимосвязи специалиста и воспитателей.»
Журнал взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя
Задания логопеда для всех детей
Индивидуальное задание по звукопроизношению
3-я неделя сентября
1.Арт. гимнастика комплекс
Упр. «Вкусное варенье»
3 Пальчиковая гимнастика №1
Задания логопеда для всех детей
Индивидуальное задание по звукопроизношению
4-я неделя сентября
1.Арт. гимнастика комплекс
3 Пальчиковая гимнастика №
Задания логопеда для всех детей
Индивидуальное задание по звукопроизношению
1.Арт. гимнастика комплекс №
3 Пальчиковая гимнастика №
4. Изучаем звук и букву
Учителю-логопеду приходится вести немало разной документации. Журнал взаимосвязи отнимает много времени, которого всегда не хватает. Предложенный вариант поможет сэкономить время специалистам.
Шаблон набирается на компьютере, а задания пишутся от руки (выделено синим цветом). В файловую папку обязательно помещаются комплексы артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики. А так же, материал для автоматизации и дифференциации звуков. В папке находится материал по лексическим темам с грамматическими заданиями. Папка может быть подготовлена сразу на весь год и, затем, использоваться в работе с детьми такого же возраста через 1-2 года (за исключением шаблонов с фамилиями детей). В наших комбинированных группах по 10 детей-логопатов (я готовлю журналы на каждую группу). Число строк можно увеличивать или уменьшать по количеству детей в группе. В шаблон можно включить «Изучаем звук и букву» и «Игры №».
Приведу пример нескольких страниц журнала.
Картотека пальчиковой гимнастики
№1 «Смешные человечки»
Бежали мимо речки «человечки – пальчики» бегут по дорожкам»
Смешные человечки. рукам детей, стоящих напротив друг друга
пальчиками «прыгать» по плечам друг друга.
положить руки на щеки друга
Забрались на мостик
сложить мостик из рук.
Потом – «бултых» в речку.
наклониться и покачать руками.
спрятать пальчики под мышки друг друга.
Поднять руки вверх, соединить круглые руки
Он склонил головку так.
Опустить кулачки вниз
Бабочка над ним порхает,
Быстро крыльями мелькает
Кружатся вокруг себя
По тугому стебельку
Жук ползет, что там вверху?
Присесть и, медленно поднимаясь, поднять руки вверх, соединив пальцы
Внутрь забрался, поворчал
Сложить пальчики в кулак
Круглый домик увидал
Лапкой в стенку постучал,
Постучать пальцами по кулачку
Но ответ никто не дал.
Опустить руки вниз «фонарики»
Высох домик от жары
Стал греметь, как погремушка
Вот так славная игрушка!
Шагают на месте, хлопают в ладоши
Комплексы дыхательной гимнастики
Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный («как ёжик»), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4-8 раз.
1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы.
2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа.
3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
4. Паузу в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.
Пускаем мыльные пузыри
1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.
3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
4. Выдох спокойный, через нос, с опущенной головой.Повторить 3-5 раз.
1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».
2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.
3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову, так, чтобы подбородок коснулся груди. Выдержать паузу в 3-5 с.
4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос. Повторить 4-8 раз.
1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
2. Выполнять наклоны вперёд-вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).
3. Выдох произвольный. Повторить 3-6 раз.
П р и м е ч а н и е. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.
Усложнение. Повторить упражнение 3 раза, затем наклоны вперёд-назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.
При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.
Комплексы артикуляционной гимнастики
«Загнать мяч в ворота»
Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания. Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя была прерывистой.
«Наказать непослушный язык»
Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким.
Методические указания. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в расслабленном положении.
Методические указания. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта. Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
«Кто дальше загонит мяч?»
Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щёки. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, то есть воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая движения языком из стороны в сторону, снизу вверх.
Методические указания. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя. Часть 1
Подготовила учитель-логопед
Кумакова Юлия Ивановна
МБДОУ «Колокольчик»
г.Ноябрьск
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, которым воспитатели должны уделить особое внимание в первую очередь.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
• игры на развитие лексико – грамматических категорий и связной речи;
• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации занятий воспитателей и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Логопед может рекомендовать воспитателям использовать пятиминутки на определенных занятиях. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.
Подвижные игры, упражнения; пальчиковая, артикуляционная гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в НОД, подвижных игр на прогулке или в свободное время по второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
Планируя индивидуальную работу воспитателей, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего логопеды рекомендуют занятия по автоматизации и дифференциации звуков. Проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса.
Тема: «Деревья Осенью». Звуки [А]-[У]. Звук [И]
Нужно знать:
Словарь: листва, листопад, хвоя, осыпаются, облетают, опадают, шуршат, кружатся, разноцветные.
Образуй словечко: лист берёзы – берёзовый, а дуба, клёна, липы, каштана, ивы, ольхи, рябины, тополя, осины, яблони?
Развитие лексико-грамматических процессов
1.Игра «Назови ласково» (дуб, клен, осина, береза, рябина, каштан, ель, ива, сосна).
2.Игра «Где увидим этот лист?» (дубовый — на дубе, кленовый — …)
3.Игра «1, 3, 5, 7». Сосчитать деревья и листья (один кленовый лист, три кленовых листа, пять кленовых листьев…)и т.д.
Упражнения на развитие логического мышления.
«4-ый лишний»
Береза, клен, тополь, колокольчик.
Ель, дуб, осина, тополь (с объяснением)
«Реши задачу»
Словарная работа (с использованием наглядных примеров). Объяснить значение слов «туесок», «лукошко», «береста».
Упражнять «Скажи наоборот» на подбор антонимов.
Развитие связной речи (предварительная работа)
1.Чтение литературных текстов (Л.Н. Толстой «Дуб и орешник», А.С. Пушкин «Унылая пора»).
Развитие фонетико-фонематических процессов
1.Игра «Хлопай, топай». На слова со звуком [А] — хлопнуть, со звуком [У] — топнуть.
2.Игра «Перепалка». Дети делятся на две команды, одна из команд должна называть слова со звуком [А], а вторая со звуком [У]. Побеждает та команда, которая придумает больше слов.
3. Определение места звук [И] в словах: Дина, икра, дети и т.д.
4.Из предложенных картинок, отобрать только те, в которых присутствует звук [И]. С отобранными словами составить предложения, поделить их на слова и начертить (выложить) схемы.
Тема: «Продукты питания» Звуки [И]- [А].
«Назови ласково».
Суп — супчик | Торт — тортик |
Масло — маслице | Варенье — вареньице |
Блин — блинчик | Каша — кашка |
Котлета — котлетка | Изюм — изюминка |
Лапша — лапшичка | Икра — икринка |
Творог — творожок | |
Баранки — бараночки | Горох — горошинка |
Хлеб – хлебушек | Печенье — печеньице |
«Один — много».
Суп – супы – много супа (супов)
Котлета – котлеты – много котлет
Молоко – молоко – много молока
Пирог – пироги – много пирогов
Холодец – холодец – много холодца
Сосиска – сосиски – много сосисок
Сок – соки – много соков (сока)
Консервы – консервы – много консервов
Фарш – фарш – много фарша
Каша – каши – много каш.
«Счет продуктов».
Одна жареная котлета – две жареные котлеты – пять жареных котлет
Один пышный пирог – два пышных пирога – пять пышных пирогов и т.д.
«Какой, какая, какое?».
Хлеб из ржи — ржаной | Каша из манки — манная |
Бульон из курицы — куриный | Котлеты из моркови — морковные |
Бульон из рыбы — рыбный | Котлеты из свеклы — свекольные |
Бульон из мяса — мясной | Котлеты из капусты — капустные |
Молоко у коровы — коровье | Оладьи из картофеля — картофельные |
Молоко у козы — козье | |
Каша из гречки — гречневая | С названиями фруктов и овощей: |
Каша из риса — рисовая | «Назови сок, варенье» |
Каша из пшена — пшенная | Сок из груш — грушевый |
Каша из геркулеса — геркулесовая | Варенье из груш – грушевое и т.д. «Назови по образцу». Жарить картофель – значит, он какой? – жареный Варить свеклу – значит, она какая? — вареная Парить репу – значит, она какая? – пареная Морозить клюкву – значит, она какая? – мороженая Мариновать помидоры – значит, они какие? – маринованные Консервировать огурцы – значит, он какие? – консервированные Солить капусту – значит, она какая? – соленая. Тема: Овощи. Звук [П], [Пь], [К], [Кь] «Назови ласково». Огурец- огурчик — огурчики (помидор, картофель, баклажан, перец, тыква, редис, морковь, свёкла, лук (луковица), репа, чеснок, петрушка, укроп, капуста, фасоль). «Один-много». Помидор – помидоры – много помидоров и т.д. «Счет овощей». Одна тыква — две тыквы — пять тыкв и т.д. «Подбери признак ». Морковка (какая?) – оранжевая, хрустящая, вкусная, полезная, сладкая, большая и т.д. «Какой, какая, какое?». Сок из помидоров – томатный и т.д. Грядка с огурцами – огуречная и т.д. Пюре из моркови – морковное и т.д. с названиями остальных овощей. «Он (она) — они». Растет – растут (зреет, зеленеет, спеет, цветет, краснеет, сажает, копает, окучивает, рыхлит, поливает, убирает). «Что делал? Что делала? Что делали?». Сажают – сажал, сажала, сажали (копают, поливают, рыхлят, окучивают, собирают). «Подбери слова-действия». Морковь, свёклу, репу, редис – дергают; огурцы, помидоры, горох – срывают; капусту – срезают; картофель – выкапывают. «Скажи наоборот». Подбор антонимов. Кабачок большой, а огурец – маленький. Картофель крупный, а редис – мелкий. Перец внутри пустой, а морковь – полная. Помидор мягкий, а огурец – твердый. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по плану: Это овощ или фрукт? Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)? Что из него можно приготовить? Развитие фонетико-фонематических процессов Подобрать слова с заданным звуком[П, Пь], [К, Кь] Поделить на слоги слова: капуста, пень, кино, ковер, топор, кот, и т.д. Составить предложения со словами предыдущего задания, выложить (начертить) схему. Автоматизация звука С в словах: Лева, Матвей, Егор, Максим. Автоматизация звука [Ш] изолированно: Саша, Ильдар, в слогах: Славик, Илья, Артем, Лева. Автоматизация звука [Р],,[Рь] в слогах: Славик, Арсений, Тимур. В словах Лева, Максим, Катя, Паша, Оля, Вика. Тема: «Фрукты». Звуки [Т], [Ть], [К] — [Т] 1.«Назови ласково». Яблоко – яблочко – яблочки (груша, лимон, апельсин, слива, мандарин, абрикос, вишня, банан, дерево, сад, ветка, семя). 2. «Один — много». Персик – персики – много персиков т.д. 3. «Счет фруктов». Одно яблоко – два яблока – пять яблок. Одно красное яблоко – два красных яблока – пять красных яблок и т.д. 4. «Подбери признак ». Мандарин (какой?) – сочный, оранжевый, круглый, маленький и т.д. 5. «Назови сок и варенье». Сок из лимонов (какой?) – лимонный и т.д. Варенье из лимонов (какое?) – лимонное и т.д. с названиями остальных фруктов. 6. «Он (она) — они». Груша растет – груши растут (зреет, желтеет, спеет, цветет). 7. «Что делал? Что делала? Что делали?».. Сажают – сажал, сажала, сажали (поливают, рыхлят, собирают). 8. «Назови, какое дерево?». Дерево с яблоками – яблоневое – яблоня. Дерево с грушами – груша – грушевое. Дерево со сливами – сливовое – слива. Дерево с персиками – персиковое – персик. Дерево с абрикосами – абрикосовое – абрикос. 9.«Четвертый лишний». Персик, хурма, репа, банан; лимон, малина, абрикос, вишня; огурец, тыква, чеснок, яблоко. 10. «Скажи наоборот». Персик большой, а абрикос маленький. У яблока семечек много, а у сливы одно – косточка. Апельсин больше, а мандарин меньше. Лимон кислый, а персик сладкий. 11. Составить описательный рассказ про фрукты (по выбору), по плану: Это овощ или фрукт? Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина)? Какой на вкус? Что из него можно приготовить? Развитие фонетико-фонематических процессов 1.Назвать первые звуки в словах книга, тесьма, кнопка, табурет, телевизор, тарелка и т.д. 2.Назвать первые звуки в словах книга, тесьма, кнопка, табурет, телевизор, тарелка и т.д. 3.Подобрать слова на звуки: [К], [Т], [Ть]. 4.Игра «Хлопай, топай». На слоги со звуком [Т] — хлопаем, а со звуком [Т]ь — топаем. 5.Звуковой анализ слов кот, тина. 6.Игра «Рыболовы». Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют место звуков [К], [Т], [Ть] в словах. Автоматизация та же. Тема: «Насекомые. Звуки [П], [Т], [К], [О]. 1. «Один — много». Комар – комары – комаров (муха, бабочка, жук, паук, стрекоза, божья коровка, муравей, гусеница, кузнечик, водомерка, оса, пчела, майский жук). 2. «Назови ласково». Пчела – пчелка и т.д. 3. «Счет». Один муравей – два муравья – пять муравьев и т.д. 4. «Подбери признак ». Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, быстрый, суетливый и т.д. 5. «Закончи предложение». 6. «Бывает – не бывает». Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку. 7. Послушай рассказ, ответь на вопросы и перескажи. Развитие связной речи. Это маленькое насекомое хорошо знакомо каждому из нас. Майский жук безопасен для людей. Он не может ни кусаться, ни колоться, но сильно вредит деревьям и кустам, пожирая на них листья. Самка жука кладет яички на землю. Из яичек выползают белые червячки. Через три года они превращаются в майских жуков. Вопросы: а) Опасен ли майский жук для людей? в) Как появляется на свет майский жук? 8. Составить описательный рассказ про насекомых (по выбору), по плану: Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба? Какие части тела у него есть (голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики)? Какую роль это насекомое играет в окружающем мире? Развитие фонетико-фонематических процессов 1.Звуковой анализ слов типа мак, кит, ток. 2.Определение места звуков [П], [Т], [К] в словах и обозначение их на схеме. 3.Игра «Слоговой магазин». Деление слов на слоги. Автоматизация звука [Р] изолированно — Тимур, Матвей. В словах: Максим, Оля, Арсений, Вика. Тема: «Перелетные птицы». [Х] — [Хь]. [К] — [Х]. 1. «Назови ласково». Птенец – птенчик (соловей, жаворонок, скворец, гусь, утка, лебедь, журавль, трясогузка, аист, цапля, грач, стриж, ласточка, кукушка; перо, голова, шея, крыло, гнездо). 2. «Один — много». Стриж – стрижи – много стрижей и т.д. 3. «Счет птиц». Один грач – два грача – пять грачей и т.д. 4. «Назови детеныша». Скворец – скворчонок – скворчата. Стриж – стриженок – стрижата. Лебедь – лебеденок – лебедята. Аист – аистенок – аистята. Журавль – журавленок – журавлята. Утка – утенок – утята. 5. «Скажи, какая стая?». Клин лебедей – лебединый. Караван журавлей – журавлиный. Стая уток – утиная (стая грачей, соловьев, гусей). 6. «Кто лишний и почему?». Классификация предметов. Журавль, цапля, утка, голубь; скворец, ворона, воробей, голубь. 7. «Улетели птицы». Нет (кого?) – нет лебедя, утки и т.д. Нет (кого?) – нет лебедей, уток и т.д 8. «Вставь предлог». Употребление предлогов из, в, к, над, на, по. Грач вылетел … гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит … гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … пашне. 9. «Кто как кричит?». Подбор соответствующего понятия. Соловей – заливается, свистит, щелкает. Кукушка – кукует. Журавль – курлычет. Жаворонок – звенит. 10. Составить описательный рассказ про перелетных птиц (по выбору), по плану: Кто это? Какая это птица (перелетная, зимующая)? Где и как строит себе дом? Внешний вид (части тела; размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва). Как поет? Чем питается? Как называют ее детенышей? Развитие фонетико-фонематических процессов 1. Игра «Чудесный мешочек». Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение звуков [ К],[X] или [Хь]. 2.Звуковой анализ слов с выкладыванием графической схемы: мак, хна. 3.Игра «Скажи наоборот». Заменить звук [X] на звук [Х]: ха-ха-ха-ха, хо-хо-хо-хо, хы-хы-хы хы. Заменить звук К на звук X: ка-ка-ка-ка, ко-ко-ко-ко, ку-ку-ку-ку. Автоматизация: Автоматизация звука [Ш] изолированно: Ринат, в слогах, словах: Славик, Илья, Артем, Лева, Саша Автоматизация Ж в словах: Саша, Артем, Славик, Автоматизация звука Л в слогах: Оля, Славик, Ксюша. Автоматизация звука [Р], [Рь] в слогах: Славик, Арсений, Тимур, Матвей. В словах Лева, Максим, Катя, Паша, Оля, Вика, Илья. Тема: «Грибы. Ягоды. Поздняя осень». Звук [С]. [С] — [Сь] 1. «Один — много». «Назови ласково». Ягода – ягодка (клубника, смородина, крыжовник, арбуз, малина, ежевика, земляника, черника, голубика, морошка, брусника, клюква). 2. «Съедобный – несъедобный». Подберезовик (какой гриб?) – съедобный. Мухомор (какой гриб?) – несъедобный и т.д. «Лесная – садовая». Морошка – это лесная ягода. Клубника – это садовая ягода и т.д. 3. «Счет». Одна сыроежка – две сыроежки – пять сыроежек. Один белый гриб – два белых гриба – пять белых грибов и т.д. 4. «Подбери родственные слова ». Подбор однокоренных слов. Гриб – грибок, грибной, грибник, грибница. 5. «Какой, какое?». Суп из грибов – грибной. Блюдо из грибов – грибное. 6. «Скажи наоборот». Белый гриб съедобный, а поганка – несъедобный. У опят длинные ножки, а у волнушек – короткие. Подберезовики растут под березами, а подосиновики – под осинами. У подберезовика толстая ножка, а у сыроежки – тонкая. 7. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов. Опята, маслята, мухоморы, сыроежки; лисичка, подберезовик, ежевика, подосиновик. 8. «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением. На опушке три волнушки. Чего больше – опушек или волнушек? Чего в лесу больше – грибов или белых грибов? Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек? «Исправь ошибку». Голубика растет на дереве; смородина растет на болоте; брусника – это садовая ягода. 9. Составить описательный рассказ про грибы и про ягоды (по выбору), по плану: Что это? Где растет? Какой имеет внешний вид (форма, величина, цвет шляпки; длина, толщина ножки). Съедобный или несъедобный гриб? Что из него можно приготовить? Звукопроизношение: Подобрать слова, в которых звук [С] находится в начале слова, в конце слова. Игра «Хлопай — топай». На слова со звуком [С] — хлопаем, со звуком [Сь] — топаем. Звуковой анализ слов сани, Сима с выкладыванием схемы из цветных фишек.
|