зорькин право против хаоса
Право против хаоса
Беда в том, что просто мы можем однажды проснуться и понять, что того мира, в котором мы жили, больше нет. А есть совершенно другой мир, отрицающий все то, что я перечислил выше. Мир, в котором стабильность и порядок отменены. Мир, в котором народы и государства выживают в волнах всеобъемлющего хаоса, о котором великий русский поэт Александр Блок написал пророческие строки:
«Не стерег исступленный дракон,
Не пылала под нами геенна,
Затопили нас волны времен,
Разве не было подобных прецедентов, которые могут повториться? Разве не просыпались когда-то люди и, глядя в окно, вдруг обнаруживали, что мира, в котором они привыкли жить, больше не существует?
Фашиствующее варварство и «управляемый хаос»
И все же мы не можем сводить проблему даже к архаическому исламистскому вызову. Потому что на самом деле вместе с хаосом в нашу жизнь вторгается всяческая архаика. Как прикрывающаяся масками разных классических конфессий, так и напрямую демонстрирующая свой зловещий регрессивный оскал.
Опыт почти полутора десятилетий подобных «демократизаций» показал неизбежность их катастрофических последствий. И после полутора десятилетий такого опыта мир имеет все основания полагать, что речь идет не о «демократическом идеализме», а о целенаправленном создании так называемого «управляемого хаоса».
Кризис международного права
Распад СССР и прекращение противостояния Западного и Советского военно-политических блоков фактически создали феномен однополярного мира во главе с США.
Что в этих условиях должна была и могла предпринимать ООН? Обвинения ООН в неэффективности ее механизмов в значительной мере справедливы. Дух десяти Основных Принципов международного права, сформулированных в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права 1970 года и Хельсинкском заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, до сих пор не обеспечен буквой точных и последовательных правовых установлений. И что это постоянно вызывает правовые коллизии противоположных толкований системы фундаментальных принципов международного права.
То есть устойчивость международного мира оказывается в огромной степени заложницей способности одной из сторон конфликта «продавить» в качестве единственно правильной свою собственную интерпретацию.
Но и это еще не все. Мировое сообщество уже в течение трех десятков лет регулярных, но бесплодных попыток так и не создало полноценных правовых инструментов для того, чтобы обуздать вызов приобретающего глобальный размах терроризма. До сих пор нет основополагающего документа о борьбе с международным терроризмом, способного обеспечить для этой борьбы единые нормативные рамки. Хотя давно ясно, что в борьбе с этим глобальным вызовом невозможно ограничиться сколь угодно точным национальным законодательством.
В результате атака на международное право идет с двух сторон. Со стороны неправовых действий крупнейших стран мира, отрицающих дух и букву правовых установлений ООН и подменяющих эти установления своими собственными интерпретациями справедливого и несправедливого. И со стороны исламистских террористов, входящих в мировое «пространство интерпретаций» не только с собственной идеологией архаической средневековой «справедливости», но и с варварскими практиками массовых унижений, порабощения и убийств людей.
Все громче звучат голоса, утверждающие, что ООН организация вообще неработоспособная. И что в новом глобальном «постъялтинском»» мире пора отказываться от устаревших принципов Устава ООН. Включая принципы нерушимости границ и государственных суверенитетов.
Многие сторонники такой позиции заявляют, что неостановимый процесс глобализации требует создания новой единой глобальной правовой системы, в которой международное право будет иметь абсолютный приоритет над национальными правовыми нормами и над национальными правовыми системами в целом, включая конституции. В самом радикальном варианте речь заходит о создании Мирового государства, Мирового правительства, Мирового суда, Мировой полиции и т. д.
Риски для национальных правопорядков
Несмотря на процессы глобализации, пока мы по-прежнему живем в мире, в котором у граждан разных государств налицо множество несовпадающих культурных, социальных, религиозных ценностей.
В каждой ценностной системе есть своя, исторически выстроенная и, как правило, базирующаяся на многовековом религиозном фундаменте (и укорененная в культуре) совокупность морально-нравственных норм. Эта совокупность норм принимается и поддерживается (через семейное и общественное воспитание, образование, общественную и государственную культурную политику) большинством граждан данного государства. А отклонения от этой совокупности норм воспринимаются и отторгаются массовым сознанием как «повреждение нравов».
В связи с этим напомню, что всегда в человеческой истории правовые нормы по факту только юридически оформляли фундаментальные ценностные и морально-нравственные установки общества, для которого предназначалось законодательство. Других способов создания устойчивых и эффективных правовых систем человечество просто не знает.
Здесь мне представляется уместным вспомнить о позиции великого философа Иммануила Канта, который писал, что природа, задумавшая человека как разумное существо, имела план привести его к достижению совершенного гражданского объединения человеческого рода на основе права. При этом Кант говорил о важности индивидуального «морального закона внутри», но подчеркивал, что «природные задатки человека, направленные на применение его разума, развиваются полностью не в индивиде, а в роде».
Классический либерализм современного Запада в целом придерживался именно такого, кантовского взгляда на человеческое (в том числе, правовое) развитие, в центре которого были понятия правового общества и правового государства. Именно на этой основе вырабатывались и политическая философия демократии, и теоретические принципы правовых доктрин. Включая представления о свободе как о «зависимости человека только от законов» (Вольтер), а также важнейшую оговорку о том, что человек свободен в своих действиях лишь в тех пределах, которые не нарушают свободу другого человека.
Западная политическая теория и практика последних десятилетий очень существенно смещает акценты в сфере представлений о человеческих правах и свободах. В ряде развитых стран Европы уже давно говорят о том, что защита прав меньшинств должна стать основной задачей правовых институтов, регулирующих жизнь общества. И что главным содержанием нормативных новаций современности должно стать ограждение меньшинств от ущемления их прав. Включая право меньшинств на пропаганду своих ценностей, норм и образа социальной жизни. Такая политика создания правовых новаций обнажает две взаимно-конфликтных тенденции.
Нельзя не осознавать, что столкновение этих тенденций в одном обществе не может не вызывать фундаментальных этических, а затем и социально-политических конфликтов как между этими меньшинствами и социальным большинством, так и между двумя группами «защищаемых» меньшинств.
Правоверные мусульмане не могут полноценно интегрироваться в общество, которое считают глубоко аморальным. Они, в том числе по этой причине, стараются оградить себя и детей от греха замыканием в добровольных локальных исламских гетто. Тех самых гетто, которые, отторгая греховность внешней среды принявшего их государства, становятся благодатными оазисами для пропаганды радикальных исламистских проповедников и вербовки кадров для террористического варварства.
Конечно, «законопослушная» часть автохтонного морально-этического большинства готова терпеть такие правовые новации. Но другая, не столь законопослушная, часть того же социального большинства неизбежно отвечает на подобную нормативную «либерализацию» агрессивным отторжением меньшинств. В том числе погромами гей-клубов и избиениями участников гей-парадов. Нарастающей ксенофобией и поджогами домов в мусульманских гетто. Политическим ренессансом крайне правых партий и появлением в национальных и международных парламентах влиятельных групп с радикальной, вплоть до неофашистской, идеологией.
Очевидно, что никакой «мультикультурализм» такой адской смеси непримиримых морально-этических норм выдержать не может. Совокупность этих процессов, в очень высокой степени связанных с «либерализационными» правовыми новациями, неизбежно делает Европу крайне незащищенной с точки зрения социально-политического единства и устойчивости правопорядка.
Это особенно ярко показал общеевропейский политический кризис, связанный с внезапным наплывом, начиная с нынешнего лета, сотен тысяч мусульманских беженцев из Сирии, Ирака, Афганистана, Пакистана, стран Африки. Этот кризис многие аналитики определяют как «политический хаос», грозящий распадом Евросоюза, а немало злых языков хлестко называют «Похищением Европы». И пока совершенно неизвестно, сумеет ли такая Европа, сегодня выведенная из привычного ощущения безопасного благополучия терактами в Париже, преодолеть хаос и восстановить единство не под ксенофобскими и праворадикальными, а под гуманистическими правовыми знаменами.
Что делать?
Тактика. Во-первых, нужно осознать, что вызов варварского террористического исламизма именно глобальный и что реагировать на него нужно именно глобально и без промедления.
Только такой подход к проблеме позволит оперативно планировать и быстро наращивать согласованные действия против «Исламского государства» и его террористических союзников.
Во-вторых, нужно существенным образом пересмотреть подход национальных государств к обеспечению безопасности на своей территории. В том числе на законодательном уровне.
Этот дефицит в условиях войны, объявленной террористическим варварством глобальному миру, создает серьезные риски хаотизации общества и социальной катастрофы. И этот дефицит возможно компенсировать только достаточно гибкими и одновременно достаточно суровыми правовыми регуляторами. Здесь я считаю уместным сослаться на известную религиозную максиму: «Если страха божьего нет, то и страх человеческий хорош».
Стратегия. Я с интересом прочел недавнее заявление кандидата в президенты США Берни Сандерса с призывом к созданию глобального антитеррористического альянса в составе стран НАТО, России и Лиги арабских государств, который Сандерс предложил назвать «НАТО-2.0».
Это означает, что, скорее всего, антитеррористическая коалиция, о которой я говорил выше, если и возникнет в ситуации нарастания террористической угрозы и ее осознания ведущими заинтересованными странами, то лишь на короткое время и в достаточно двусмысленных, нестратегических форматах.
Далее, важнейшую роль в противостоянии исламистскому терроризму должны играть элиты стран, социальное большинство которых исповедует ислам. Это так потому, что террористический халифатистский исламизм нацелен прежде всего на идеологическую, политическую и вооруженную агрессию против этих стран и их захват. И это так потому, что именно духовные элиты этих стран обладают необходимым для идеологической войны с варварским исламизмом религиозным и моральным авторитетом.
Но для того, чтобы в политике мусульманских стран произошел такой поворот, их политический класс должен, во-первых, осознать наступление варварского халифатизма как экзистенциальную, смертельную угрозу. И отложить в сторону субконфессиональные противоречия. И, во-вторых, этот политический класс должен поверить, что действительно происходят такие трансформации международного права и правоприменения, которые на будущее исключат «демократизирующие» внешние вмешательства в судьбу мусульманских стран в духе конструирования «управляемого хаоса».
Но даже если речь не идет об угрозе тоталитарного перерождения общества и государства, хаос в конечном итоге неизбежно приходится усмирять. Усмирять тем более жесткими и болезненными правовыми мерами, чем глубже зашло «повреждение нравов» и чем шире был породивший этот хаос поток «освобождающей» законодательной нормативной новизны.
Валерий Зорькин: Хаос не ведёт мир к свободе
На IX Петербургском международном юридическом форуме с традиционной авторской лекцией выступил председатель Конституционного суда РФ доктор юридических наук Валерий Зорькин. В докладе «Право метамодерна: постановка проблемы» он предположил, что приверженность верной философии права «позволяет творить добро и справедливость, поэтому именно от глубины философско-правового осмысления напрямую зависит качество юридической практики».
«Современный кризис права, углубляющийся на наших глазах, имеет свои корни в тех вариантах философствования, который предъявляет постмодерн. В философии постмодерна нет места таким базовым правовым понятиям, как истинность, объективность, справедливость. В этой философии все мнения имеют право на существование, все одинаково правильны и неправильны, все необязательны не только для других, но и для того, кто эти мнения высказывает», — рассказал Зорькин.
По его мнению, размывание нормативности и принципов гуманизма происходит в настоящее время практически на всех уровнях общественной жизни.
«Ничем не ограниченный плюрализм культурных и моральных норм, которые все настойчивее укореняются в социальной практике большинства развитых стран мира, неуклонно хаотизируя общественную жизнь, имеет то же „постмодернистское“ происхождение. А хаос вовсе не ведет к свободе. Ведь свобода возможна лишь в четко очерченных правовых рамках. Хаос же, как учит история, всегда чреват произволом и насилием», — отметил председатель Конституционного суда.
Он подчеркнул, что в России хаотизация общественной жизни особенно опасна, потому что страна в прошлом веке испытала несколько кардинальных сломов правовой традиции.
«В том числе очень болезненный недавний слом в период перехода из советской в постсоветскую эпоху. Я как правовед не могу не понимать, что социально-государственная или международная система, закосневшая в своей самодовольной неизменности, обречена на загнивание, вырождение и гибель. Но одновременно я не менее хорошо понимаю, что новизна бывает разная. Знаю, что если поток новизны не вводится в берега продуманными и своевременными правовыми мерами, то практически неизбежно наступает хаос. Хаос смуты, войн, революций. И что этот хаос вселяет в социальные массы такой ужас, что эти массы готовы принять любой — пусть даже тоталитарный — порядок, который будет способен прекратить хаос», — предостерёг Зорькин.
Докладчик усомнился, что эпоха постмодерна как особого культурного явления закончилась. Он пока не видит, что этой эпохе пришло на смену.
«По-моему, при всех декларируемых разочарованиях в постмодернизме мы все еще живем в условиях господства если и не самой этой идеологии, то уж точно релевантных ей социальных практик. Это влияние философии постмодерна особенно наглядно проявляется сейчас в сфере действия международного права, где мы можем наблюдать все „прелести“ постмодернистского подхода с его отрицанием иерархий, иронией и сарказмом в качестве основного онтологического метода, деконструкцией основ и тотальным взаимным недоверием, заменой правды на постправду и т. д. Данный подход уже привел к тому, что принципы международного права, в прямом смысле прописанные кровью, вспоминаются и применяются только тогда, когда это выгодно определённым акторам международных отношений. А это, по сути, и есть разрушение международного правопорядка. О каком тогда праве как искусстве добра и справедливости можно всерьез говорить здесь?!» — задаётся вопросом Зорькин.
Он привёл в качестве примеров разрушительные конфликты последних десятилетий в таких странах, как Югославия, Ирак и Ливия.
По мнению Валерия Зорькина, мировые события последних лет говорят обществу о том, что оно «столкнулось не только с кризисом права, но и кризисом демократии, основанной на верховенстве права».
«Некоторые специалисты в последнее время говорят о „синдроме усталости от демократии“. Симптомы такой усталости мы можем найти во многих частях света, в различных государствах. Например, нельзя не отметить, что избрание президента Трампа, состоявшееся вопреки обычной логике избирательного процесса, стало своего рода бунтом избирателей против одних и тех же персонажей политического истеблишмента. Другой пример — попытка Соединённого Королевства выйти из состава Европейского союза. К апрелю 2019 года неопределённость в связи с дальнейшими действиями правительства, неурегулированность вопросов пограничного режима с Ирландией, возможные экономические потери и так далее — все это свидетельствует о том, что никто из заинтересованных сторон, включая правящую Консервативную партию, уже не хочет никакого Брексита. Но как пойти на попятную или вернуть всё обратно, сохранив лицо, никто из политической элиты не знает. Как и в случае с избранием Трампа, Брексит, скорее всего, явился реакцией на усталость от существующего политического класса. Представляется, что граждане Соединённого Королевства в большинстве своём не до конца понимали, что такое Брексит, едва ли его хотели на самом деле, но, что кажется бесспорным, — они хотели быть услышанными», — отметил председатель Конституционного суда РФ.
Останавливаясь на проблемах России, Валерий Зорькин заметил, что перед государством стоят огромные вызовы, прежде всего касающиеся расслоения общества. Например, по его словам, по данным аналитиков Высшей школы экономики и Института исследований и экспертизы Внешэкономбанка, в руках 3% самых богатых людей России «находится 89% всех финансовых активов, 92% всех сумм срочных вкладов и 89% всех наличных сбережений. На 20% самого бедного населения приходится 6%, 4% и 3% соответственно.
«На этом фоне особенно тревожным выглядит тот факт, что у нас огромная доля работающего населения фактически находится за чертой бедности или около неё (доля таких работников, по разным оценкам, варьируется от 25 до 30% от всех работающих). В итоге мы получаем неприемлемую с точки зрения права ситуацию ограниченного доступа широких слоев населения к социальным услугам, социальным благам (и прежде всего к таким, как медицина и образование), социальным лифтам, социальной защищенности и т. д. А ведь все это в свою очередь способствует раскручиванию спирали еще большего социально-экономического неравенства. Неравенство в таких масштабах, которое лишает людей шансов на то, чтобы вырваться из бедности, — ведь бедность, как говорят в народе, и мудрого смиряет, — такое неравенство ведет к дискриминации. А это уже не только экономическая, но и правовая проблема, и я хочу здесь, выступая перед юристами, обратить внимание на эту проблему», — заявил докладчик.
Он считает, что российскому обществу предстоит в короткие сроки прорваться в правовое будущее, поскольку «исторического времени для этого нам отмерено совсем немного, мы должны постараться успеть».
Сегодня, 15 мая, — второй день IX Петербургского международного юридического форума. Как уже сообщало EADaily, в работе ПМЮФ примут участие более 4900 специалистов из 95 стран. Всего в рамках форума запланировано более 120 мероприятий — дискуссии, лекции, презентации, ток-шоу и конференции.
Право против хаоса (Зорькин Валерий Дмитриевич)
ISBN: 9785917689166
EAN: 9785917689166
Книги: Теория и история права
ID: 2250416
Описание
Видео обзоры (3)
2001501 Аудиокнига. Свадковский Алексей «Игра Хаоса. Книга 1»
2001587 Аудиокнига. Свадковский Алексей «Игра Хаоса. Книга 3. Право на жизнь»
Аудиокнига Александр Седых Демон книга #1 Посланец хаоса. пролог, глава 1
Аудиокнига Свадковский Алексей Игра Хаоса Книга 3 Право на жизнь
Характеристики (4)
Цены на Яндекс.Маркет
Сравнить цены (3)
Как купить или где мы находимся +
«СкидкаГИД» — это сервис сравнения цен в магазинах, кэшбэк сервис и помощь в выборе товаров, посредством подборки видео обзоров, отзывов и сравнения товаров. Большинство магазинов, представленных на сайте, осуществляют доставку по России, поэтому выгодно пользоваться онлайн заказом на сайте этого магазина (доставляются ли заказы в ваш регион, можно узнать на сайте выбраного магазина). Чтобы купить выбранный товар, необходимо кликнуть кнопку «купить» на против выбранного магазина и продолжить покупку на сайте этого магазина. Чтобы получить кэшбэк выполните теже действия предварительно зарегистрировавшись.
Цена от 1348 руб до 3344 руб в 3 магазинах
Минимальные сроки доставки. Промокод 10%: cmp24
Бесплатная доставка от 2 499 ₽
Кэшбэк сервис СкидкаГИД
Купить в соседних городах
Сервисы для г.Москва
оформить Электронный полис ОСАГО
Страхование без осмотра автомобиля и похода в офис. Скидки (КБМ) на ОСАГО за безаварийную езду
оформить Электронный полис ОСАГО
Быстро. Вы оформляете полис без очередей и походов в офис, он сразу приходит на электронную почту после расчета и оплаты.
Бесплатная доставка. В наличии только свежие и качественные продукты по выгодным ценам. Высокий уровень сервиса сборки и доставки заказов. Доставка осуществляется по Москве и МО; Санкт-Петербургу и ЛО
«Утконос» – лидер в области интернет-торговли продуктами питания и сопутствующими товарами.
General Food – фудтех компания, занимающаяся производством и доставкой здорового питания на весь день (или рациона на 6 дней) в Москве.
Мы готовим и привозим вам домой ежедневный рацион правильного питания, разложенный по коробочкам, по доступной цене.
Купить в кредит (7)
До 10% на остаток по счету; Бесплатное снятие наличных в любом банкомате мира; Cashback до 30% за покупки по спецпредложениям; Для граждан любых стран.
ЛокоБанк Потребительские Кредиты: Кредит до 5 000 000 рублей; Ставка от 9,4%; Срок до 7 лет;
КРЕДИТ НАЛИЧНЫМИ. ВКЛАД «Отличный старт». КРЕДИТНАЯ КАРТА «ДОРОЖНАЯ».
Книга: Зорькин В. «Право против хаоса»
|
Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|
Право против хаоса Выпуск 13 | Настоящее издание является продолжением предшествующей работой автора «Правовой путь России» (серия «Библиотечка «Российской газеты» 2014). Подготовлено на основе статей автора, опубликованных в… — (формат: Мягкая бумажная, 176 стр.) Подробнее. | 2016 | 164 | бумажная книга |
Цивилизация права и развитие России | В книге рассматриваются процессы функционирования и развития права как необходимой нормативной формы социальной жизни человечества. Отмечая возрастающую роль права в соционормативной системе… — (формат: Твердая глянцевая, 320 стр.) Подробнее. | 2016 | 690 | бумажная книга |
Россия и Конституция в XXI веке | В книгу Председателя Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькина вошли статьи, интервью, выступления, доклады последних лет, начиная с 2003 года. Основное внимание в них уделено совершенствованию… — (формат: Твердая бумажная, 592 стр.) Подробнее. | 2008 | 647 | бумажная книга |
Зорькин В.
Валерий Дмитриевич Зорькин | |||
| |||
---|---|---|---|
21 марта 2003 — ныне в должности | |||
Предшественник: | Марат Викторович Баглай | ||
Преемник: | ныне в должности | ||
| |||
29 октября 1991 — 6 октября 1993 | |||
Предшественник: | должность учреждена | ||
Преемник: | Владимир Александрович Туманов | ||
Образование: | Московский государственный университет | ||
Учёная степень: | доктор юридических наук | ||
Рождение: | 18 февраля 1943 ( 19430218 ) Константиновка, Октябрьский район Приморского края, РСФСР, СССР | ||
Награды: |
|