европейский союз как особая форма политической организации

Европейский союз — история создания, цели, состав

Европейский союз (European Union, ЕС) — это экономическое и политическое объединение стран Европы. По состоянию на текущий момент ЕС состоит из 28 членов. При этом, сейчас организация взяла курс на региональную интеграцию, благодаря которой в нее входят все новые и новые страны. Правда, для этого им приходится адаптировать свое законодательство под универсальные нормы, а это занимает какое-то время. Штаб-квартира и столица ЕС находится в Брюсселе.

Страны Евросоюза

Сейчас в составе этого союза проживает более полумиллиарда человек, объединенных общим экономическим, правовым и политическим пространством. В частности, можно выделить отсутствие реальных границ между государствами-участниками, общую валюту и многие другие объединяющие факторы.

Кроме того, существуют отдельные органы управления, а именно Европейский совет, Еврокомиссия, Суд ЕС, счетная палата и Центральный банк Европы. ЕС нельзя назвать международной организацией или государством, ведь он имеет признаки как первого, так и второго.

европейский союз как особая форма политической организацииРис. 1. Флаг Европейского Союза. Круг из двенадцати золотых звезд на синем фоне

Число стран, объединенных союзом, постоянно растет. Изначально эта организация насчитывала всего шесть участников, а именно Италию, Францию, Нидерланды, Люксембург, Бельгию и Германию. Сейчас же всеобщее европейское сообщество насчитывает уже почти три десятка участников.

Естественно, каждый из претендентов обязан соответствовать определенным вступительным критериям, принятыми в 1993 году на заседании совета ЕС в г. Копенгаген и подтвержденными в 1995 году в Мадриде. С того времени условия для соискателей не изменились. Государству достаточно исповедовать четкие демократические принципы и поддерживать свободу людей, делая это с помощью законодательства.

За всю историю этого объединения из него не вышла ни одна страна. Некоторым прецедентом в этом направлении стал выход Гренландии в 1985 году, но это не самостоятельная территория, а автономия в составе Дании. Поэтому случай не может считаться показательным. Также подобное решение актуально для Великобритании, но процесс еще находится в стадии рассмотрения на протяжении последних нескольких лет. За выход из состава ЕС на референдуме 2016 г. проголосовало почти 52 процента граждан, а значит — процедура будет доведена до конца, хотя на это и потребуется какое-то время.

Важно! Швейцария не считается частью ЕС, но активно сотрудничает с этим объединением стран.

История основания Европейского Союза

Началом формирования организации можно считать 1951 год, когда в послевоенной Европе была обнаружена необходимость в объединении и борьбе с последствиями Второй Мировой войны. При этом основатели подчеркивали, что этот союз имеет исключительно экономическую направленность, хотя со временем свое развитие получило и политическое направление. Фактически, таким образом планировалось упорядочить распределение имеющихся ресурсов.

европейский союз как особая форма политической организацииРис. 2. Карта Европейского Союза

Таблица 1. Последовательность расширения ЕС

ДатаГосударство
1957Франция, Бельгия, Люксембург, Германия, Италия, Нидерланды
1973Ирландия, Дания, Великобритания
1981Греция
1986Португалия, Испания
1995Швеция, Австрия, Финляндия
2004Эстония, Кипр, Венгрия, Чехия, Латвия, Словения, Литва, Польша, Латвия
2007Румыния, Болгария
2013Хорватия

Вот лишь некоторые ключевые даты, играющие значительную роль в развитии и углублении евроинтеграции между странами Старого света:

Вторая декада ХХI века считается полной потрясений для всей Европы. Помимо прочего, Великобритания инициировала процедуру выхода из ЕС. Это происходит на фоне все более глубокой экономической интеграции между участниками.

европейский союз как особая форма политической организацииРис. 3. Европейский центральный банк во Франкфурте-на-Майне определяет денежно-кредитную политику

Экономика ЕС

Изначально этот союз образовался для решения разного рода экономических целей. По этой причине интеграция между странами в данном вопросе всегда была на очень высоком уровне. Можно выделить такие направления сотрудничества:

Важно! Фактически, в рамках ЕС были созданы идеальные условия для экономического развития как отдельного члена, так и всей организации в целом. При этом страны-участницы сотрудничают с другими государствами, такими как Россия и США.

европейский союз как особая форма политической организацииРис. 4. Еврозона (тёмно-синий) состоит из 19 государств-членов, официальной валютой которых является евро

Политическое устройство ЕС

Как и любая другая организация, Европейский союз опирается на несколько важных институций власти, дополняющих друг друга. Его неизменную работу обеспечивают такие структуры:

европейский союз как особая форма политической организацииРис. 5. В Европейском парламенте

Подчеркнем, что все эти структуры существуют и действуют над подобными структурами отдельных государств. Что касается их комплектации, то некоторые из них наполняются по квотному принципу, дабы обеспечить достаточное представительство всех стран-участниц. Пока что этот набор институций полностью справляется со своими задачами, но он вполне может быть расширен, если возникнет такая необходимость.

Важно! В ЕС действует собственная правовая система со сводом законов и правил.

Население European Union

Если рассматривать актуальную статистическую информацию, то сейчас на территории Союза проживает порядка полумиллиарда человек. Все они относятся к разным национальностям и этническим группам. Помимо прочего, существует отдельно разделение по:

европейский союз как особая форма политической организацииРис. 6. Эресуннский мост между Данией и Швецией является частью проекта трансъевропейских транспортных сетей

На сегодняшний день в Европе существует только один глобальный город, Лондон, чье население превышает отметку в 5 млн. В 6 городах, в число которых попадают Мадрид, Афины и Барселона, Берлин и Рим, а также Неаполь, население составляет около 3 млн. Еще есть восемь городов, в которых население составляет от 1 до 2 миллионов человек.

Подводя итог ко всему вышеизложенному, можно сказать, что Европейский союз — это очень сильное объединение стран, членство в котором положительно влияет на экономическое развитие государств. Также ЕС стал очень серьезным игроком на международной арене, чье влияние распространяется далеко за пределы Старого света. Эксперты подчеркивают, что актуальность Европейского союза будет сохраняться еще на протяжении длительного времени. При этом желание Великобритании выйти из состава этого союза вряд ли сильно пошатнет его позиции, ведь в Европе остается много стран, желающих стать частью этого объединения.

Еще больше интересной информации про ЕС смотрите в видео ниже.

Источник

Европейский Союз как особая форма политической организации.

ЕС (Европейский союз) является особым негосударственным образованием с определённым статусом, которому нет аналогов в современном мире. Фактическая оценка международно-правового статуса Европейского союза неоднозначна. Некоторые учёные считают, что ЕС – международная организация нового типа, другие же, что ЕС имеет черты национального образования, чем межгосударственного.

Европейский союз появился в итоге трансформации так называемого Европейского экономического сообщества, Европейского объединения по атомной энергии и Объединения стали и угля в одно общее образование с принципиально новым статусом. Данный процесс объединения Европы был начал в пятидесятые годы двадцатого века и первоначально членами Европейского союза были Франция, Нидерланды, Люксембург, Италия, Германия и Бельгия. Немного позже к ним присоединились Португалия, Ирландия, Испания, Дания, Греция и Великобритания, а в 1955 году в ЕС вступили также Швеция, Финляндия и Австрия. Уже в 2004 году ЕС пополнили Эстония, Чехия, Словения, Словакия, Польша, Мальта, Литва, Латвия, Кипр и Венгрия, а в 2007 году – Румыния и Болгария.

Появление Европейского союза является итогом правовой, политической и экономической интеграции европейских стран. На сегодняшний день развивается новая правовая система – европейское право, с развитием которого происходит так называемая унификация государственных правопорядков.

Главными источниками европейского права являются Римский договор, Ниццкий договор, Лаакенская декларация от 2001 года, Хартия Европейского Союза о правах, Договор о ЕС и другие. Кроме того, к подобным источника относят обычаи, принципы, решения Суда ЕС, постановления, директивы и договоры. В рамках Европейского союза планируется также и принятие Конституции, которая уже существует в проекте.

Источник

Европейский Союз как особая форма политической организации (стр. 1 )

европейский союз как особая форма политической организацииИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

европейский союз как особая форма политической организации

Европейский Союз как особая форма политической организации.

Европейский союз (ЕС) — особое надгосударственное образование со специфическим статусом, аналогов которому в современном мире нет. Неоднозначна оценка международно-правового статуса ЕС. По мнению одних ученых. ЕС является международной организацией нового типа; по мнению других, приобретает черты национального образования, а не межгосударственного. ЕС появился в результате трансформации Европейского экономического сообщества. Объединения угля и стали и Европейского объединения по атомной энергии в единое образование с новым статусом. Процесс объединения Европы начался в 50-е гг. XX в. Первоначально членами ЕС были Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция. В последующем к ним присоединились Великобритания, Греция, Дания, Испания, Ирландия и Португалия. В 1995 г. членами ЕС стали Австрия, Финляндия и Швеция. В 2004 г. в состав ЕС вошли Венгрия. Кипр. Латвия. Литва. Мальта. Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. В 2007 г. членами ЕС стали Болгария и Румыния. Появление ЕС — результат экономической, политической и правовой интеграции стран Европы. В настояшее время сложилась и развивается особая правовая система — европейское право. Наряду с его развитием происходит унификация правопорядков государств — членов ЕС.

Основными источниками европейского права служат Римский договор о создании Европейского экономического сообщества, Договор о Европейском Союзе, Хартия Европейского Союза об основных правах, Лаакенская декларация 2001 г., Ниццкий договор 2003 г. и др. К источникам европейского права также относятся договоры, директивы, постановления, решения Суда ЕС, принципы права, обычаи. В рамках ЕС планируется принятие Конституции, ныне существующей в проекте.

Территория и население Европейского Союза.

Действие права ЕС распространяется на территорию стран, входящих в состав организации ЕС. Эти страны официально именуются гос-вами-членам, их кол-во постоянно возрастает: С 1950 года – Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ (основатели); С 1973 года – Великобритания, Дания, Ирландия; С 1981 года – Греция ; С 1986 года – Испания, Португалия; С 1995 года – Австрия, Финляндия, Швеция ; С 2004 года – Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония; С 2007 года – Болгария, Румыния; С 2013 года – Хорватия. В качестве гос-в-кандидатов на вступление в ЕС к середине 2013 года были признаны Исландия, Сербия, Македония, Турция. Однако точных сроков вступления этих гос-в не установлено; перспективы возможного членства остаются неопределенными. Заявки о вступлении в ЕС также подали или планируют подать ряд других европейских гос-в. В случае приема заявок этих стран они получат официальный статус гос-в-кандидатов, и с ними начнутся переговоры об условиях и сроках вступления. В 2003 году руководители действующих гос-в-членов ЕС официально заявили, что в перспективе в состав этой организации смогут вступить все страны Балканского п-ова. Подобные страны являются потенциальными кандидатами на вступление в ЕС. Постепенное расширение состава ЕС и территории, на которой действует его правовая система, привело к тому, что право ЕС все чаще отождествляют с европейским правом, а сам ЕС-с Европой. Подобная терминология является более лаконичной, но фактически неточной, так как исключает из Европы страны, не явл. гос-вами-членами ЕС, в том числе Россию.

В 1992 году было введено гражданство ЕС. Особенность права ЕС – способность его норм иметь прямое дей-е, т. е. устанавливать субъективные права и обязанности непосредственно для физ и юр лиц. Т. о. граждане ЕС, в качестве которых автоматически признаются граждане всех гос-в-членов ЕС выступают в качестве основных субъектов права ЕС.

Компетенция Европейского Союза. Разграничение компетенции между Европейским Союзом и его государствами-членами.

По своей сущности компетенция ЕС является властной (компетенция публичной власти), т. к. включает в себя полномочия издавать нормативные и индивидуальные акты, обладающие юридически обязательной силой на его территории.

Осуществляемые ЕС властные прерогативы появились за счет добровольной уступки гос-вами-членами своих суверенных прав во многих областях(также «слияние суверенитетов»). По своему происхождению компетенция ЕС является производной, или делегированной, т. е. полученной от гос-в-членов.

Из данного признака, который возведен Лиссабонским договором в разряд принципа-«принципа наделения компетенцией», вытекает важное следствие: за гос-вами-членами сохраняется остаточная компетенция, т. е. полномочия принимать решения по всем вопросам, не отнесенным к компетенции ЕС. Напротив, институты, органы и учреждения ЕС могут действовать тогда и только тогда, когда соответствующая компетенция предусмотрена в его учредительных документах.

** Учредительные документы ЕС содержат «статьи-лазейки», разрешающие европейским институтам издавать законодательные и другие юридически обязательные акты по вопросам, которые прямо не отнесены к ведению ЕС, но важны для нормального функционирования единого экономического пространства-внутреннего рынка ЕС или шире, для достижения интеграционных целей ЕС.

Подразумеваемые полномочия ЕС. Механизм продвинутого сотрудничества.

Амстердамский договор(1997 г.) посредством поправок в учредительные документы ЕС учредил особый правовой механизм, названный продвинутым сотрудничеством(усовершенствован Ниццким и Лиссабонским договорами). Правила закреплены в разделе 4 «Положение о продвинутом сотрудничестве» Договора о ЕС и разделе 3 «Продвинутое сотрудничество» части шестой «Институциональные и финансовые положения» Договора о функционировании в редации Лиссабонского договора.

Продвинутое сотрудничество представляет собой принятие европейскими институтами законодательных и других правовых актов в отношении отдельных групп гос-в-членов (гос-в-участников продвинутого сотрудничества) по вопросам, представляющим для них взаимный интерес. Количество участников продвинутого сотрудничества должно составлять не менее девяти гос-в-членов, остальные гос-ва-члены могут присоединиться к продвинутому сотрудничетсву в любой момент позже. Продвинутое сотрудничество может учреждаться во всех сферах общественной жизни, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции ЕС. На практике оно учреждается обычно в тех случаях, когда законодательный акт не удалось принять в отношении всех гос-в-членов, т. е. ЕС в целом.

Правосубъектность Европейского Союза и Европейских сообществ.

«Европейский союз становится правосубъектным» (ст. 47 Договора о ЕС). Это означает, что ЕС может заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырёх случаях: Если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС / Если того требует достижение целей, обозначенных в договорах / Если того требует юридически обязательный документ ЕС / Если данный договор может «повлиять на общие правила ЕС или изменить их» (Ст. 188L Римского договора).Государства-члены имеют право заключать любой международный договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится к зоне компетенции Союза. Договором закреплена следующая процедура по заключению международных соглашений от лица ЕС: Совет ЕС дает согласие на проведение переговоров после получения на то соответствующих рекомендаций Еврокомиссии и Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности, он также назначает главу делегации или представителя от ЕС и принимает решение о подписании договора. Европейский парламент имеет совещательную роль, за исключением положений договора, к которым применимы юридические процедуры, и соглашений о присоединении к Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод (Ст. 188N Римского договора).

Понятие европейского права и права Европейского союза.

Источник

Европейский Союз как особая форма политической организации (стр. 2 )

европейский союз как особая форма политической организацииИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

европейский союз как особая форма политической организации

Смысл, содержание, реализацию и развитие норм права Европейского союза отражают его принципы.

Гражданство ЕС было введено Маастрихтским договором, подписанном в 1992 году. Оно существует наряду с национальным гражданством, и предоставляет дополнительные права для граждан государств-членов Европейского союза.

являющиеся членами ЕС, используют единый дизайн паспорта бургундского цвета (темно-красный цвет, как у бургундского вина) с названием страны члена ЕС, национальным гербом и названием Европейский Союз (или транслитерацией этого названия). Дополненный Договор ЕС дает гражданам ЕС следующие права:-право не подвергаться дискриминации по признаку национальности и гражданства в пределах применения Договора (Статья 12);-право свободного передвижения и проживания в пределах Евросоюза. Право заявлять на любую работу на любой должности (включая национальные гражданские службы, но за исключением работы в Области Обороны) (Статья 18);-право голосовать и право участвовать в местных и европейских выборах в любом государстве-члене, отличном от страны гражданства, на общих основаниях с гражданами того государства (статья 19);-право на защиту дипломатическими и консульскими властями других стран членов, если человек находится в государстве, которое не является членом Евросоюза, но если в той стране нет дипломатического или консульского учреждения страны гражданства индивида (Статья 20);-право подачи петиций в Европейский Парламент и право подавать заявления европейскому Омбудсмену (Статья 21);-право подавать заявления в организации Евросоюза на одном из официальных языков и получать ответы на этом же языке (Статья 21).

История европейской интеграции.

В мае 1948г. в Гааге состоялся Конгресс Европы, на котором представиевропейских стран, а также наблюдатели из США и Канады обсуждали разнообразные интеграционные планы — вплоть до немедленного создания федеративного государства. Реальным итогом Конгресса стало образование Совета Европы, начавшего действовать в мае 1949 г. Первоначально он занимался сотрудничеством в сфере экономики, социального развития, культуры, законодательства, науки и техники. Теперь деятельность Совета Европы сосредоточена на вопросах обеспечения и защиты прав человека.18 апреля 1951г. ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали в Париже Договор о Европейском объединении угля и стали (ECSC — European Coal and Steel Community) сроком на 50 лет. Договор вступил в силу в июле 1952г. Его основные цели: создание общего рынка угля и стали, модернизация и повышение эффективности производства в угольной и металлургической промышленности, улучшение условий труда и решение проблем занятости в этих отраслях. Договор был призван укрепить мир в Европе и создать предпосылки для тесного объединения народов. Поставив под международный контроль добычу угля и производство стали, участники договора решали две задачи: они способствовали модернизации национального хозяйства (основой которого тогда служила металлургия и тяжелая промышленность), а также устраняли возможность подготовки одной из стран к новой войне. Великобритания отказалась участвовать в ЕОУС из опасения ограничения национального суверенитета. С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). ЕЭС было учреждёно Римским договором года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

Европейское объединение угля и стали: причины создания, правовой статус. Основные черты и свойства Парижского договора об учреждении ЕОУС 1951 г.

Европейское объединение угля и стали— международная организация, объединявшая каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленности Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга и заложившая основу дальнейшей экономической интеграции в Европе. Идея создания ЕОУС впервые была предложена 9 мая 1950 года Робером Шуманом, министром иностранных дел Франции, в качестве меры пресечения дальнейших войн между Германией и Францией. Он заявил, что этот шаг «станет гарантией того, что какая-либо война между Францией и Германией не только немыслима, но и невозможна по материальным соображениям».Для достижения цели Парижским договором была учреждена первая европейская наднациональная организация, в которую вошли не только Франция и ФРГ, но также Италия и страны Бенилюкса: Бельгия, Люксембург и Нидерланды. В рамках договора между странами создавался общий рынок угля и стали. ЕОУС управлялся Высшим руководящим органом, контролируемый Советом министров, Ассамблеей и независимым Судом.

Источник

Европейский Союз как особая форма политической организации.

Европейский Союз как особая форма политической организации.

Европейский союз (ЕС) — особое надгосударственное образование со специфическим статусом, аналогов которому в современном мире нет. Неоднозначна оценка международно-правового статуса ЕС. По мнению одних ученых. ЕС является международной организацией нового типа; по мнению других, приобретает черты национального образования, а не межгосударственного. ЕС появился в результате трансформации Европейского экономического сообщества. Объединения угля и стали и Европейского объединения по атомной энергии в единое образование с новым статусом. Процесс объединения Европы начался в 50-е гг. XX в. Первоначально членами ЕС были Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция. В последующем к ним присоединились Великобритания, Греция, Дания, Испания, Ирландия и Португалия. В 1995 г. членами ЕС стали Австрия, Финляндия и Швеция. В 2004 г. в состав ЕС вошли Венгрия.Кипр. Латвия. Литва. Мальта. Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. В 2007 г. членами ЕС стали Болгария и Румыния. Появление ЕС — результат экономической, политической и правовой интеграции стран Европы. В настояшее время сложилась и развивается особая правовая система — европейское право. Наряду с его развитием происходит унификация правопорядков государств — членов ЕС.

Основными источниками европейского права служат Римский договор о создании Европейского экономического сообщества, Договор о Европейском Союзе, Хартия Европейского Союза об основных правах, Лаакенская декларация 2001 г., Ниццкий договор 2003 г. и др. К источникам европейского права также относятся договоры, директивы, постановления, решения Суда ЕС, принципы права, обычаи. В рамках ЕС планируется принятие Конституции, ныне существующей в проекте.

Территория и население Европейского Союза.

Действие права ЕС распространяется на территорию стран, входящих в состав организации ЕС. Эти страны официально именуются гос-вами-членам, их кол-во постоянно возрастает: С 1950 года – Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ (основатели); С 1973 года – Великобритания, Дания, Ирландия; С 1981 года – Греция ; С 1986 года – Испания, Португалия; С 1995 года – Австрия, Финляндия, Швеция ; С 2004 года – Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония; С 2007 года – Болгария, Румыния; С 2013 года – Хорватия. В качестве гос-в-кандидатов на вступление в ЕС к середине 2013 года были признаны Исландия, Сербия, Македония, Турция. Однако точных сроков вступления этих гос-в не установлено; перспективы возможного членства остаются неопределенными. Заявки о вступлении в ЕС также подали или планируют подать ряд других европейских гос-в. В случае приема заявок этих стран они получат официальный статус гос-в-кандидатов, и с ними начнутся переговоры об условиях и сроках вступления. В 2003 году руководители действующих гос-в-членов ЕС официально заявили, что в перспективе в состав этой организации смогут вступить все страны Балканского п-ова. Подобные страны являются потенциальными кандидатами на вступление в ЕС. Постепенное расширение состава ЕС и территории, на которой действует его правовая система, привело к тому, что право ЕС все чаще отождествляют с европейским правом, а сам ЕС-с Европой. Подобная терминология является более лаконичной, но фактически неточной, так как исключает из Европы страны, не явл. гос-вами-членами ЕС, в том числе Россию.

В 1992 году было введено гражданство ЕС. Особенность права ЕС – способность его норм иметь прямое дей-е, т.е. устанавливать субъективные права и обязанности непосредственно для физ и юр лиц. Т.о. граждане ЕС, в качестве которых автоматически признаются граждане всех гос-в-членов ЕС выступают в качестве основных субъектов права ЕС.

Компетенция Европейского Союза. Разграничение компетенции между Европейским Союзом и его государствами-членами.

По своей сущности компетенция ЕС является властной (компетенция публичной власти), т.к. включает в себя полномочия издавать нормативные и индивидуальные акты, обладающие юридически обязательной силой на его территории.

Осуществляемые ЕС властные прерогативы появились за счет добровольной уступки гос-вами-членами своих суверенных прав во многих областях(также «слияние суверенитетов»). По своему происхождению компетенция ЕС является производной, или делегированной, т.е. полученной от гос-в-членов.

Из данного признака, который возведен Лиссабонским договором в разряд принципа-«принципа наделения компетенцией», вытекает важное следствие: за гос-вами-членами сохраняется остаточная компетенция, т.е. полномочия принимать решения по всем вопросам, не отнесенным к компетенции ЕС. Напротив, институты, органы и учреждения ЕС могут действовать тогда и только тогда, когда соответствующая компетенция предусмотрена в его учредительных документах.

** Учредительные документы ЕС содержат «статьи-лазейки», разрешающие европейским институтам издавать законодательные и другие юридически обязательные акты по вопросам, которые прямо не отнесены к ведению ЕС, но важны для нормального функционирования единого экономического пространства-внутреннего рынка ЕС или шире, для достижения интеграционных целей ЕС.

Подразумеваемые полномочия ЕС. Механизм продвинутого сотрудничества.

Подразумеваемые полномочия- означают право принимать решения, в том числе НПА, по тем вопросам, которые прямо не отнесены к ведению ЕС учредительным договором, но имеют значение для реализации его целей и задач.

Амстердамский договор(1997 г.) посредством поправок в учредительные документы ЕС учредил особый правовой механизм, названный продвинутым сотрудничеством(усовершенствован Ниццким и Лиссабонским договорами). Правила закреплены в разделе 4 «Положение о продвинутом сотрудничестве» Договора о ЕС и разделе 3 «Продвинутое сотрудничество» части шестой «Институциональные и финансовые положения» Договора о функционировании в редации Лиссабонского договора.

Продвинутое сотрудничество представляет собой принятие европейскими институтами законодательных и других правовых актов в отношении отдельных групп гос-в-членов (гос-в-участников продвинутого сотрудничества) по вопросам, представляющим для них взаимный интерес. Количество участников продвинутого сотрудничества должно составлять не менее девяти гос-в-членов, остальные гос-ва-члены могут присоединиться к продвинутому сотрудничетсву в любой момент позже. Продвинутое сотрудничество может учреждаться во всех сферах общественной жизни, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции ЕС. На практике оно учреждается обычно в тех случаях, когда законодательный акт не удалось принять в отношении всех гос-в-членов, т.е. ЕС в целом.

Гражданство ЕС.

Гражданство ЕС было введено Маастрихтским договором, подписанном в 1992 году. Оно существует наряду с национальным гражданством, и предоставляет дополнительные права для граждан государств-членов Европейского союза.

являющиеся членами ЕС, используют единый дизайн паспорта бургундского цвета (темно-красный цвет, как у бургундского вина) с названием страны члена ЕС, национальным гербом и названием Европейский Союз (или транслитерацией этого названия). Дополненный Договор ЕС дает гражданам ЕС следующие права:-право не подвергаться дискриминации по признаку национальности и гражданства в пределах применения Договора (Статья 12);-право свободного передвижения и проживания в пределах Евросоюза. Право заявлять на любую работу на любой должности (включая национальные гражданские службы, но за исключением работы в Области Обороны) (Статья 18);право голосовать и право участвовать в местных и европейских выборах в любом государстве-члене, отличном от страны гражданства, на общих основаниях с гражданами того государства (статья 19);-право на защиту дипломатическими и консульскими властями других стран членов, если человек находится в государстве, которое не является членом Евросоюза, но если в той стране нет дипломатического или консульского учреждения страны гражданства индивида (Статья 20);-право подачи петиций в Европейский Парламент и право подавать заявления европейскому Омбудсмену (Статья 21);-право подавать заявления в организации Евросоюза на одном из официальных языков и получать ответы на этом же языке (Статья 21).

Правовые акты институтов ЕС

Нормативно-правовые акты Сообществ образуют основную и наиболее многочисленную часть источников европейского права.

Для осуществления компетенции Союза институты принимают регламенты, директивы, решения, рекомендации и заключения.

-Регламент имеет общее действие. Он является обязательным в полном объеме и подлежит прямому применению во всех государствах-членах.

-Директива имеет обязательную силу для каждого государства-члена, кому она адресована, в отношении результата, которого требуется достичь, но оставляет в компетенции национальных инстанций выбор формы и способов достижения.

-Решение является обязательным в полном объеме. Когда решение указывает адресатов, оно обязательно только для них.

-Рекомендации и заключения не имеют обязательной силы.

1. Государства-члены принимают все меры в области внутреннего права, необходимые для претворения в жизнь юридически обязательных актов Союза.

Важнейшую группу источников европейского права образуют акты, издаваемые институтами Европейского Союза. Номенклатура этих актов и их краткая характеристика даны в ст. 189 Договора ЕС. К их числу отнесены регламенты, директивы и решения.

Регламент– нормативно-правовой акт общего характера, который во всех своих элементах обязателен для всех субъектов европейского права и является актом прямого действия, т.е. он подлежит применению властями и судебными учреждениями всех государств-членов независимо от того, выступало ли данное государство за их принятие или нет. Все регламенты подлежат обязательной публикации в официальном органе Европейских сообществ — «Журналь офисьель», и вступают, по общему правилу, в силу, если иное не установлено в самом акте, на 20-й день после их опубликования. Прямое действие регламента непосредственно оговорено в учредительных актах (ст. 189).

Директивы – главное отличие от регламента заключается в том, что в директиве, как правило, указываются цели и результаты, которые должны быть достигнуты, однако национальным властям предоставляется право самим определять, в какой форме или посредством каких процедур и механизмов эти цели могут быть достигнуты. Директивы, таким образом, связывают государство только в том, что касается достижения определенных результатов. По общему правилу, указываются и сроки достижения поставленных целей. Одной из сфер, в которой директивы используются особенно широко, является осуществление мероприятий по гармонизации национального права. Однако директива никакой детальной регламентации содержать не должна. Квалификационная разновидность этих актов:

а) рамочные директивы – образуют самостоятельную группу актов, иерархически не подчиненных регламенту.

б) обычные директивы – могут содержать более детальную регламентацию, особенно если они принимаются на основе и во исполнение регламента. В этом случае имеет место иерархическая соподчиненность.

Решения – это акты индивидуального, а не общего характера. Являются обязательными для своих адресатов во всех своих составных частях, они, как правило, касаются специальных, узких, нередко технических вопросов и обязательны для тех субъектов европейского права, кому они адресованы. Адресатом не обязательно должно выступать государство. Это могут быть определенные категории юридических лиц даже отдельные юридические лица. По общему правилу, решения нотифицируются (сообщаются) тем субъектам, которых они непосредственно касаются и которые выступают в качестве исполнителей соответствующих предписаний.

Правом издания нормативно-правовых актов ЕС пользуются Совет, действующий совместно с Европейским парламентом. Комиссия, а также финансовые институты типа Европейского центрального банка (ЕЦБ), учреждение которого предусмотрено Маастрихтским договором во исполнение постановлений о создании Экономического и валютного союза.

Статья 89 (н.н. ст. 249) Договора о ЕС предусматривает возможность принятия еще двух видов актов Сообществ — это рекомендации и заключения. Однако эти последние не являются нормативно-правовыми актами, т.е. не носят обязательного юридического характера.

Система права ЕС

Европейское право возникло на основе учредительных договоров, образовавших европейские сообщества. Учредительные акты, образующие источник первичного права сообществ — это международные договоры. Эти договоры были выработаны в результате сотрудничества государств-учредителей, подписаны должным образом и ратифицированы каждым из государств-членов.

Европейские сообщества учредительными договорами наделены международной правосубъектностью. Это означает, в частности, что сообщества вправе заключать международные договоры с третьими государствами и международными организациями, поддерживать с ними дипломатические отношения. Большая часть заключаемых европейскими сообществами соглашений образует неотъемлемую составную часть права сообществ. В иерархии европейского права такие соглашения занимают место, непосредственно следующее за учредительными договорами. Европейское право есть часть международного права. Европейское право представляет собой особую самостоятельную правовую систему, существующую наряду с национальными правовыми системами и международным правом. Оно будто бы образует новую правовую реальность, сочетающую элементы, свойственные национальным системам права и международно-правовой системе, а это порождает специфику и оригинальность европейского права как особого вида правовой системы.

Европейским правом предусмотрено, беспримерное ограничение суверенитета государств — членов ЕС и передача традиционных властных полномочий наднациональным институтам ЕС. Имеет место нетрадиционный перечень источников, отличающийся как от источников международного права, так и от источников права внутреннего. В праве ЕС разграничиваются вопросы так называемого прямого применения, или прямого действия, нормативных актов институтов Сообществ и Союза.

Однако европейское право (или право Европейского союза) есть часть права международного, и, таким образом, никакой третьей правовой системой наряду с международным правом и внутригосударственным правом оно не стало.

Организационный механизм ЕС

Европейский Союз в качестве наднациональной организации публичной власти управляет подведомственными ему сферами общественной жизни через собственные органы, которых более 200. Наиболее важные органы, наделенные, как правило, властными полномочиями, обозначаются в учредительных документах Союза термином «институты. Остальные именуются «органы». В этой связи в статьях Договора о ЕС иногда можно встретить выражение «институты или органы». Из сказанного вытекает, что организационный механизм Европейского Союза складывается из двух частей (подсистем).

— Система институтов («институционный механизм») в настоящее время является единой для всего Европейского Союза, хотя ввиду особенностей истории этой организации состав и порядок формирования институтов по-прежнему регулируется Договором об учреждении Европейского сообщества 1957 г. На сегодняшний день Европейские сообщества и Союз в целом располагают пятью институтами, которые перечислены в ст. 7 Договора о ЕС 1957 г.: «Реализацию задач, возложенных на Сообщество, обеспечивают:

Каждый институт действует в пределах полномочий, которые предоставлены ему настоящим Договором».

Система органов Европейского Союза, в отличие от институтов, является открытой: наряду с органами, предусмотренными в учредительных договорах, Европейский парламент, Совет и Комиссия своими правовыми актами ежегодно учреждают новые органы Союза, число которых, таким образом, постоянно возрастает. В эту категорию, в частности, входят:

· Европейский совет как орган политической координации и планирования Союза;

· банки ЕС: Европейский центральный банк и Европейский инвестиционный банк;

· контрольные органы, прежде всего Европейский омбудсман;

· правоохранительные органы: Европол, Евроюст и Европейское ведомство по борьбе с мошенничеством;

· консультативные органы: Экономический и социальный комитет, Комитет регионов и др.;

· органы специальной компетенции, имеющие собственную правосубъектность (в качестве юридического лица) и называемые, как правило, агентствами: Европейское агентство по оценке медикаментов, Европейское агентство по авиационной безопасности и др.

Ввиду специфики агентств Лиссабонский договор выделяет их в отдельную подсистему организационного механизма: «институты, органы и учреждения». Необходимо отметить, что наряду с органами Европейского Союза как самостоятельными элементами его организационного механизма существуют также органы, выступающие подразделениями других институтов или органов («внутренние органы»). Например, Европейский парламент, Совет и Коᴍᴎϲсия располагают в качестве вспомогательного органа (аппарата) собственным Генеральным секретариатом.

Европейский Союз как особая форма политической организации.

Европейский союз (ЕС) — особое надгосударственное образование со специфическим статусом, аналогов которому в современном мире нет. Неоднозначна оценка международно-правового статуса ЕС. По мнению одних ученых. ЕС является международной организацией нового типа; по мнению других, приобретает черты национального образования, а не межгосударственного. ЕС появился в результате трансформации Европейского экономического сообщества. Объединения угля и стали и Европейского объединения по атомной энергии в единое образование с новым статусом. Процесс объединения Европы начался в 50-е гг. XX в. Первоначально членами ЕС были Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция. В последующем к ним присоединились Великобритания, Греция, Дания, Испания, Ирландия и Португалия. В 1995 г. членами ЕС стали Австрия, Финляндия и Швеция. В 2004 г. в состав ЕС вошли Венгрия.Кипр. Латвия. Литва. Мальта. Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. В 2007 г. членами ЕС стали Болгария и Румыния. Появление ЕС — результат экономической, политической и правовой интеграции стран Европы. В настояшее время сложилась и развивается особая правовая система — европейское право. Наряду с его развитием происходит унификация правопорядков государств — членов ЕС.

Основными источниками европейского права служат Римский договор о создании Европейского экономического сообщества, Договор о Европейском Союзе, Хартия Европейского Союза об основных правах, Лаакенская декларация 2001 г., Ниццкий договор 2003 г. и др. К источникам европейского права также относятся договоры, директивы, постановления, решения Суда ЕС, принципы права, обычаи. В рамках ЕС планируется принятие Конституции, ныне существующей в проекте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *