индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с овз образец в школе
Примерный индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ
Содержимое разработки
Родители (законные представители)
на заседании ПМПк МОУ «СОШ №44»
протокол № ___ от «__»________20___ г.
Председатель ПМПк МОУ «СОШ №44»
«Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №44»
_____________________ « » _________ 20__ г
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №44» Ленинского района г.Саратова
Индивидуальный образовательный маршрут
на 2020-2021 учебный год
Ф.И. ребенка: Иванов Иван Иванович
Дата рождения: 16.12.2009
Карта сопровождения ребёнка с ОВЗ
Фамилия, имя, отчество: Дата рождения 16.12.2009
Категория «ребёнок – с ОВЗ» Заключение №355 от 22.09.2020
Фамилия, имя, отчество матери –
Иванов Иван по заключению ОГКУ «КО ПМПК» имеет ограниченные возможности здоровья, обусловленные задержкой психического развития. Обучается в очной форме по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования в объеме 100% учебной нагрузки, инклюзивно, с использованием методов коррекционно-развивающего обучения. По рекомендации ОГКУ «КО ПМПК» с мальчиком организованы подгрупповые коррекционные занятия с педагогом-психологом.
В данный период развития ученика происходит его физическое и психическое становление, формирование личности, социализация и интеграция в общество. Обучение и воспитание являются основными путями развития ребенка, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута.
Развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации и социализации.
Расширять образовательное пространство ученика посредством применения адекватных технологий обучения
Развивать потребность в непрерывном образовании
Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей.
Организовывать творческую и досуговую деятельность ученика.
Расширять социализирующее пространство через совместную с классом внеурочную деятельность,
Оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям.
Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть её потенциал для обучения.
Интеграция в совместную деятельность с детьми, не имеющих статус ОВЗ. Использование возможностей школьного обучения для создания равных возможностей в получении образования.
заместитель директора по УВР
Вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка;
Своевременно оказывать педагогическую и психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям.
Поддержка и психолого-педагогическое консультирование ребенка и родителей. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-подростка. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.
Формирование и становление ребенка как творческой личности.
Постигать механизмы творческого процесса.
Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром.
Воспитывать социальный оптимизм
Посещение концертов, школьных праздников, участие в мероприятиях различной направленности, в конкурсах и соревнованиях. Организация и проведение свободного времени.
В процессе реализации ИОМ у ребенка разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.
Выбор индивидуального образовательного маршрута основывается на согласовании предложений всех заинтересованных сторон (учащейся, родителей, педагогов, психолога) и определяется:
— уровнем готовности школьника к обучению по данному образовательному маршруту;
— здоровьем и психическим состоянием ученика, его потребностями;
— социальным запросом (пожеланиями мамы в выборе направления обучения).
Коррекция индивидуального образовательного маршрута осуществляется педагогическим консилиумом на основе рекомендаций педагогов и психолога с согласия родителей и ребенка
План индивидуальной работы классного руководителя с учащимся с ОВЗ
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося для ребенка с ОВЗ
Индивидуальный образовательный маршрут
2018-2019 учебный год
Школа: Краснокустовский филиал МБОУ Мучкапской СОШ Класс: 2
Ф.И.О. родителей: мать Елена Владимировна
Ф.И.О. основного учителя: Теленкова Марина Алексеевна
Группа (особые потребности): легкая степень умственной отсталости
Заключение ПМПК: Равномерное психическое недоразвитие
Ф.И.О. специалистов сопровождения:
Состав семьи: полная, есть сестра, бабушка.
Воспитанием ребенка занимается мать и бабушка. Воспитанию и обучению ребенка уделяется достаточно внимания. Внешне мальчик опрятен, аккуратен. Контакт между семьей и школой налажен: мама выполняет все рекомендации педагога.
В период адаптации показал низкий уровень. Наблюдаются недостаточное развитие познавательных процессов, сниженная эффективность слухового, зрительного и пространственного восприятия; выраженные нарушения произвольного внимания (не стабильное, отвлекаемое), концентрация произвольного внимания очень низкая. Способности к распределению и переключению внимания развиты недостаточно. Память механическая, кратковременная.
Речевой контакт затруднён. Экспрессивная речь искажена, ограничена обиходно-бытовой тематикой. Словарный запас крайне беден. Наблюдается грубое недоразвитие всех компонентов речевой системы. Понимание обращённой речи значительно ограничено и требует от педагога многократного повторения и упрощения инструкции. Логопедическое заключение: системное недоразвитие речи средней степени, обусловленное умственной отсталостью. Нарушение семантической стороны речи.
Пространственно-временные представления не сформированы. Отмечается нарушение пространственного и конструктивного праксиса: плохо ориентируется в схеме собственного тела, в пространстве и на листе бумаги.
Уровень развития мыслительная деятельности не соответствует возрастной норме. Наблюдается пассивность и стереотипность мыслительных операций, преобладает наглядно-действенный вид мышления.
Имеют место нарушения общей и мелкой моторики. У обучающегося не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности.
Навыки самообслуживания в стадии формирования: санитарно-гигиенические развиты частично, необходим постоянный контроль и помощь педагогов.
В учебной деятельности нуждается в стимулирующей, разъясняющей и регулирующей помощи со стороны педагога.
Обучается по рабочей программе, разработанной на основе АООП для начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1). Усваивает учебную программу с трудом. Познавательные процессы мальчика на низком уровне. Нуждается в помощи направляющего и обучающего характера. Словарный запас на низком уровне. В речи наблюдаются дефекты произношения. Предложения, употребляемые ребенком, односложные.
Чтение: побуквенное. Буквы знает не все. Характеристику звуку не даёт, самостоятельно схемы слов составить не может.
Письмо: мелкая моторика сформирована на низком уровне. Списывает с печатного/рукописного текста с ошибками, путает буквы, соединяет буквы не верно, написание в рабочей строке не соблюдает, письмо небрежное.
Произвольная память развита слабо: медленно запоминает и быстро забывает учебный материал, неточно его воспроизводит.
Операции сравнения и обобщения не выполняет, требуется постоянная организующая и сопровождающая помощь взрослого. Причинно-следственные связи не устанавливает.
Умеет слушать, но не долго, выполняет словесные инструкции к заданиям.
Фон настроения не ровный. Отмечается высокая степень эмоциональной возбудимости. Имеет следующие особенности поведения: беспокоен, рассеян, поведение в конфликтной ситуации адекватное.
Нуждается в постоянном контроле со стороны педагога. Прилежание удовлетворительное.
Приоритетное содержание обучения и воспитания:
1. Альтернативная коммуникация.
2. Двигательное развитие.
3. Сенсорное развитие..
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка на 2018-2019 уч. год
Создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного начального общего образования для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости в одинаковые с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, сроки, которые полностью соответствуют достижениям, требованиям к результатам освоения, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы.
Общие задачи на период реализации
ИОП (2018-2019 уч. год)
-участия обучающегося, родителя, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутри школьной социальной среды;
-использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения обучающимся социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом особых образовательных потребностей;
-предоставления обучающемуся возможности накопления опыта самостоятельной и активной деятельности в процессе реализации освоенных умений и навыков в урочной и внеурочной деятельности ;
-включения обучающегося в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды.
Режим пребывания ребенка в ОО
5 дней в неделю, по 4-5 уроков.
Занятие с педагогом-психологом: вторник, пятница — 13.30-13.50,
занятие с логопедом: вторник, четверг — 14.15-14.45
Пребывание в школе:
II. Создание «без барьерной» среды
Построение комфортной среды:
— изменения в помещениях (класс, кабинет)
— материалы для нормализации тонуса
— зонирование помещения: выделение зоны в классе для учебы и творчества;
— оборудование игровой зоны;
— создание сенсорно-обогащенной среды;
— расписание, режим дня.
Учитель – классная комната;
Учитель-логопед – логопедический кабинет;
Педагог-психолог – кабинет психолога
Социальный педагог – кабинет соц. педагога;
Начало учебного года
Обеспечение помещений школы
специализированным оборудованием и приспособлениями
УМК «Школа России» (Инклюзия)
Начало учебного года
III. Психолого-педагогическое сопровождение
Конкретные задачи на период
Режим и формы работы
Результативность на конец года
(динамика развития ребенка, самоанализ деятельности специалиста)
Коррекция и развитие высших психических функций, психомоторная коррекция, развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка, формирование пространственных представлений и псих коррекция его поведения.
Развивать внимание, память, словесно-логическое мышление;
развивать пространственно – временные ориентировки, развивать мелкую моторику кистей;
совершенствовать зрительно – двигательные координации
Умеет различать временные представления, цвет, форму, величину, научился обобщать и немного классифицировать предметы.
Умеет сопереживать (принимать позицию партнера по общению).
Умеет определять цели своих поступков, брать на себя ответственность
Наблюдение на уроках и
перемене, коррекционно-развивающих занятиях;
диагностические ситуации на занятиях, беседа с родителями.
Развитие устной речи, профилактика нарушения письма
Развитие звуковой стороны речи, корригирование нарушений звукопроизношения.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова.
Закрепление звуко-буквенных связей.
Формирование готовности к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
Развитие лексического запаса и грамматического строй речи.
Работа по уточнению и расширению словаря.
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: внимания, способности к запоминанию, способности к переключению, самоконтроля, познавательной активности, произвольности общения и поведения.
Развитие коммуникативной готовности к обучению.
Индивидуальные занятия 2 раза в неделю
Правильно произносит звуки в самостоятельной речи.
Составляет слого-звуковую схему слова.
Определяет на слух последовательность звуков в слове.
Владеет различными видами устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной).
Без ошибок согласовывает прилагательные и числительные с существительными.
Употребляет существительные в разных падежах.
Владеет понятиями по изученным лексическим темам.
Умеет планировать, контролировать и оценивать учебные действия согласно поставленной задаче.
Анализ устных ответов и
письменных работ по программе; анализ классных, домашних и самостоятельных работ по письму
Социализация и адаптация
Развивать умение вступать в контакт и работать в коллективе; формирование, уточнение и закрепление основных бытовых умений и навыков, с учетом правил безопасного поведения, обеспечивающих постепенное вхождение в социальную жизненную среду;
Индивидуальные занятия 1 раз в неделю
Умеет вступать в контакт с педагогом, сверстником.
Умеет соблюдать правила безопасного поведения в быту.
Умеет взаимодействовать с другими людьми в разных жизненных ситуациях.
Наблюдение на уроках и перемене, коррекционно-развивающих занятиях;
диагностические ситуации на занятиях, беседа с родителями; участие или присутствие на мероприятиях.
Результативность – оценка достижения планируемых результатов во всех таблицах указывается одним из трех числовых значений соответственно:
0 – планируемые результаты не достигнуты
1 – достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику
IV. Освоение образовательной программы
планируемые предметные результаты на текущий период
задачи для ребенка
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры..
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
-развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
-развитие пространственного воображения;
-развитие математической речи;
-формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
-формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
развитие познавательных способностей.
Умеет считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 10.
Умеет откладывать на счетах любые числа в пределах 100.
Различает числа, полученные при счете и измерении.
Умеет определять время по часам.
Умеет чертить отрезки
Самостоятельные и контрольные работы базового с организующей помощью взрослого Опрос у доски.
Работа с индивидуальными заданиями.
— сознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
-слоговое чтение, позволяющей понимать художественный текст;
-ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
-распределять загадки на тематические группы, составлять собственные;
-соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
-развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение;
— учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
— обеспечивать достаточное понимание содержания произведений различного уровня сложности:
— обеспечивать развитие речи школьников;
— создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении.
Умеет осознанно и правильно читать текст вслух после работы над ним под руководством учителя.
Умеет читать трудные по смыслу и по слоговой структуре слова по слогам.
Умеет отвечать на вопросы по прочитанному.
Умеет высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
Умеет пересказывать содержание прочитанного;
Умеет устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Умеет рассказывать наизусть 4 стихотворения.
Индивидуальные задания, устные опросы.
Участие в классных мероприятиях.
-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
-понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
-сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
-овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);
— развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;
-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Умеет составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, Умеет анализировать слова по звуковому составу;
Умеет различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные:
Умеет определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
Умеет списывать тексты целыми словами;
устные опросы Самостоятельные и контрольные работы базового уровня.
V. Формирование социальной (жизненной) компетентности
Конкретные задачи на период
Показатели достижения на конец года
Формы оценки достижения
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Знать и с уважением относиться к Государственным символам России;
Учитель, педагог – психолог, соц.педагог
Индивидуаль-ные занятия, экскурсии
Знает и с уважением относится к Государственным символам России
Ответы на уроках и занятиях
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
Выстраивать отношения, общение со сверстниками.
Учитель, психолог, соц.педагог
Умеет выстраивать отношения, общение со сверстниками
Взаимоотношения со сверстниками
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
Уметь выслушать иное мнение, уважительно относится к иному мнению
учитель, педагог – психолог
Индивидуаль-ные, групповые занятия
Умеет выслушать иное мнение, уважительно относится к иному мнению
Взаимоотношения со сверстниками
представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
Уметь обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу точно описать возникшую проблему;
Осваивать навыки самообслуживания.
учитель, педагог – психолог, логопед, администрация школы, родители
Групповые, индивидуальные, беседы
Умеет обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу точно описать возникшую проблему;
Освоил навыки самообслуживания.
Взаимоотношения со сверстниками.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Уметь вести себя правильно в любых проблемных ситуациях
Учитель, психолог, родитель, соц.педагог
Умеет вести себя правильно в любых проблемных ситуациях
Уроки, мероприятия, занятия, перемены
Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Знать правила поведения в школе, права и обязанности ученика.
Стремиться участвовать в повседневной жизни класса, мероприятиях класса и школы
учитель, педагог – психолог, соц.педагог, администрация школы, родители
Знает правила поведения в школе, права и обязанности ученика.
Стремится участвовать в повседневной жизни класса, мероприятиях класса и школы
Уроки, мероприятия, занятия, перемены
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
Владеть культурными формами выражения своих чувств;
Уметь обращаться за помощью.
учитель, педагог – психолог, логопед
Владеет культурными формами выражения своих чувств;
Умеет обращаться за помощью.
Взаимоотношения со сверстниками
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно – пространственной
Уметь использовать вещи в соответствии с их
функциями, принятым порядком и характером ситуации
учитель, педагог – психолог, соц.педагог, администрация школы, родители
Умеет использовать вещи в соответствии с их
функциями, принятым порядком и характером ситуации
Уроки, мероприятия, занятия, перемены
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
Знать правила поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного возраста и статуса;
Уметь адекватно использовать принятые социальные ритуалы
учитель, педагог – психолог, соц.педагог,
администрация школы, родители
Знает правила поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного возраста и статуса;
Умеет адекватно использовать принятые социальные ритуалы
Уроки, мероприятия, занятия, перемены
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности
Воспринимать важность учебы, проявлять любознательность и интерес к новому
учитель, педагог – психолог, дефектолог, администрация школы, родители
Понимает важность учебы.
Проявляет любознательность и интерес к новому
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Уметь в ситуации конфликта найти путь ненасильственного преодоления
Умеет в ситуации конфликта найти путь ненасильственного преодоления
Взаимоотношения со сверстниками, взрослыми
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Уметь различать «красивое» и «некрасивое»
учитель, педагог – психолог, родители
Умеет различать «красивое» и «некрасивое»
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Проявлять доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе
учитель, педагог – психолог
Проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе
Взаимоотношения со сверстниками, взрослыми
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Проявлять бережное отношение к результатам своего и чужого труда
Участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда
Уроки, мероприятия, занятия, перемены
Дата составления ИОМ: ________________20__г.
Родитель (законный представитель):
Специалисты психолого-педагогического сопровождения: