индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с рас в доу образец
Маршрут ребенка с аутистическим спектром
Надежда Федотова
Маршрут ребенка с аутистическим спектром
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей»
660125, г. Красноярск, пер. Светлогорский 15 «а», т. 253-20-85, 253-20-88
ИНН/КПП 2465149712/246501001, р/счет 40701810204071000532
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Актуальность:Уровень усвоения программы ниже среднего по следующим областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное». Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы. Обеспечение психолога – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, воспитания, образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями с расстройством аутистического спектра составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО (ФГОС).
Освоениеобразовательной программы по образовательным областям.
устранение трудностей, сопровождающих образовательный процесс,развитие, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.
1. Выявить особые образовательные потребности ребенка;
2. Способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования;
3. совершенствовать коммуникативные навыки.
4. развивать психические познавательные процессы, направленные на воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
5. развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
6. Осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку;
7. Обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей;
8. Оказать методическую помощь родителям ребенка.
Индивидуальные особенности ребенка
Движения ребенка нескоординированные, неточные. Наблюдаются двигательные стереотипии в виде прыжков, кружений вокруг своей оси, ходьба на цыпочках, сопровождаемые различными гримасами. Ребенок недооценивает значения информации, исходящей от взрослого, ориентирован на собственную программу действий. Имеют место нарушения поведения. Взаимоотношения с взрослыми и сверстниками импульсивные, непредсказуемые, иногда проявляет агрессию.
Словарный запас недостаточный, механическая память развита выше нормы. Не использует в речи слова синонимы и антонимы, не владеет формами словообразования. Речь растянутая, невыразительная. Темп – замедленный, плавный, певучий; интонационно – громкий. Ребенок часто декларирует стихи и отрывки из художественных произведений. Художественные произведения воспроизводит механически, не понимая смысла текста. Не может ответить на поставленные вопросы по данному произведению.
Диагностические данные на ребенка
Педагогическая диагностика показала:
— темп выполнения заданий очень низкий;
— низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
— низкий уровень познавательного, социально-личностного и физического развития;
— мышление поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать и обобщать;
— ориентировка в окружающем примитивна.Запас сведений очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий.
Не устанавливает причинно-следственные связи, при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец.
— нуждается в постоянной помощи взрослого.
Форма реализации ИОМ:
основная форма занятий – индивидуальные. Продолжительность каждого занятия от 15 до 20 минут.
Формы работы с семьей: консультации, индивидуальные беседы, консультирование (на сайте учреждения в разделе «вопрос-ответ», обмен опытом взаимодействия с ребенком.
— изучение методической литературы
— разработка индивидуального маршрута
— внесение изменений и дополнений в ИОМ для работы в будущем.
Предполагаемый результат:позитивная динамика в личностном развитии ребенка (повышение уровня социальной и коммуникативной компетентностей, повышение уровня самооценки.
• Разделять предметы или явления на составляющие компоненты.
• Объединять разделенные анализом с выявлением при этом существенных связей.
• Сопоставлять предметы и явления, при этом обнаруживать их сходство и различия.
• Объединять предметы по общим существенным признакам.
• Повышения уровня распределения внимания.
• Развитие слухового внимания.
• Эмоции ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость, преобладают положительные эмоции.
• Эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации.
• Изменение характера рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок)
• Развитие коммуникативной потребности
• Обогащенный словарный запас, соответствующий возрасту.
• Сформирована устойчивая положительная мотивация к обучению.
создание благоприятных условий для развития ребенка и достижения планируемых результатов.
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС
Срок реализации 1 год
Проблема Цель и задачи работы Содержание коррекционно-развивающей работы
Развитие высших психических функций:
3.Память Цель: выработка стремления ребенка к мыслительной деятельности.
Задачи: развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение)
Цель:развитие свойств и произвольности внимания ребенка.
Задачи: повысить уровень произвольного внимания, формирование концентрации внимания; развитие способности к переключению внимания; воспитывать самоконтроль у ребенка.
Цель: выработка стремления ребенка к систематическому и целенаправленному овладению знаниями и навыками.
Задачи: развивать образную память; формировать предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность. 1. Интеллектуальные упражнения на нахождение общих признаков предмета.
2. Игры и упражнения на исключение лишнего и объединения предметов по признаку.
Упражнения на развитие концентрации внимания (постепенное усложнение заданий)
— «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,
— «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»
— «Как это можно использовать?»,
— Загадывание загадок и т. д.
3. Стимулировать желание работать (соревнования)
4. Развитие переключения и устойчивости внимания (пазлы, конструктор и т. д.)
«Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т. д.);
— «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);
— «Что задумал художник?»,
— «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и т. д.
— «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,
— «Найди пару», «Найди такой же».
— «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается,
— «Найди такой же предмет»,
— «Расставь значки» и т. д.
8. Организация смыслового запоминания на основе выделения главного;
9. Визуализация запоминаемой информации (на основе ярких и несложных мнемотаблиц, таблиц, схем);
10. Многократное повторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию;
11. Определение рационального объема запоминаемого материала с постепенным усложнением
— игровые задания «Чудесные слова», Чего не стало, «Найди сам», Слушаем и рисуем, Прогулка в картинках, Разрезанные картинки, Какой игрушки не хватает, Где спрятана игрушка, «Найди предмет», «Забывчивый художник», «Магазин» и т. д.
Эмоционально-волевое развитие Цель: развитие произвольной регуляции эмоциональных состояний у ребенка-инвалида.
Задачи: познакомить ребенка с эмоциями; научить понимать свои чувства и чувства других людей; развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать. 1. Беседы (знакомство с миром эмоций).
2. Чтение художественной литературы.
3. Выражение своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.
4. Имитационные игры.
7. Объединяющие игры.
Речевое развитие Цель: выработка стремления ребенка к коммуникативной деятельности.
Задачи: развиватьпонимания речи; активизировать речевую деятельность и развивать лексико-грамматические средства языка; развиватьфразовую речь. 1. Артикуляционная гимнастика.
2. Игры на коррекцию дыхания и развитие голоса.
3. Работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук.
4. Игры на развитие слухового внимания.
6. Дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Мотивация к обучению Цель: создание и стимулирование мотивационной деятельности
Задачи: формироватьустойчивую положительную мотивацию к учебной деятельности; вызвать эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы. 1. Дидактические, сюжетно-ролевые игры
3. Творческие работы по лексическим темам
4. Научно-исследовательская деятельность
Познавательное развитие (ФЭМП)Цель: выработка стремления ребенка к систематическому и целенаправленному овладению знаниями и навыками.
• Знакомить с параметрами величины предметов (длина, высота, ширина, толщина) и способами сравнения объектов по величине в процессе практической деятельности с наглядным материалом (путем наложения и приложения).
Обозначить словом результаты своих действий.
• Показывать образование чисел в пределах 10. Знакомить с цифрами от 1 до 10. Развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа.
•Обогащать имеющиеся представления о количественных отношениях: сравнить две группы предметов и рассказать о результатах сравнения.
• Формировать представление о независимости числа от пространственного расположения элементов множества и величины. Формировать понимание количественного ипорядкового значения числа.
• Развивать элементарные пространственные ориентировки (вперед-назад, вверх-вниз, далеко-близко). Способствовать пониманию пространственных характеристик.
• Определять и обозначать словами местоположение предметов относительно собственного тела, пространственное расположение объектов относительно друг друга, используя соответствующие грамматические формы. «Что длиннее»,
«отгадай чего не стало»,
«Что бывает по четыре»,
«Отсчитай столько же».
«Что бывает такой формы»,
Д/И: «Где правая, где левая»,
«Кто первый назовёт»,
«Назови пропущенное слово».
Развитие и совершенствование двигательной активности 1) кинезиологические (стимулируют развитие интеллектуальных и мыслительных процессов);
2) имитационные (способствуют формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности, помогают войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого);
3) танцевально-двигательные (развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение, эффективно решают задачи снятия психоэмоционального напряжения);
4) релаксационные и дыхательные (снимают характерное для детей чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение и воздействуют успокаивающе)
Развитие мелкой моторики Цель:
Развитие мелкой моторики рук и графических навыков Обводка, штриховка по трафаретам (по лексическим темам).
Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с буквами.
Использование массажных упражнений.
Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.
Использовать кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.
Самомассаж пальцев и кистей рук»
Художественно эстетическое развитие Задачи:
Развивать конструктивно модельную деятельность
• Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали (куб, пластины, кирпичик, брусок). Учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
•Развивать умение анализировать образец по стройке: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах – стены, вверху – перекрытия, крыша).
• Развивать умение самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине).
• Развивать представления об архитектурных формах.
Деревянный конструктор Лего Вкладыши «Юный архитектор» «Старинный замок» Конструирование по образцу Конструирование по заданной теме Конструирование по собственному замыслу
Упражнения на усвоение пространственных понятий
слева», «ближе-дальше», «впереди-сзади»: «Где, что находится?», «Где ты спрятался?», «Куда спряталась игрушка»,
«Найди такую же картинку» и др.
Работа с иллюстрацией «Ракета» (других предметов).
Конструирование ракеты по выбору.
Моделировать из «Конструктора» заданную ракету, затем придумать свои модели.
Игра «Построй такую же».
«Нарисуй пятнышки на жирафе» «Нарисуй для коровушки много травки» «Дорисуй котятам усы» «Нарисуй ежику иголки
Изготовление поделок из бумаги (аппликации).
Изготовление поделок из природного материала.
«Безопасный маршрут дошкольника» (фотоотчёт) Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и улицах города в наше время ни у кого не вызывает.
Фотоотчет «Наш безопасный маршрут» Обучение правилам дорожного движения в детском саду-это жизненная необходимость,поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в.
Индивидуальный образовательный маршрут развития отстающего учащегося 2 класса государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос.
Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-класс Современные исследования, со всей очевидностью доказали, что эмоциональное благополучие ребенка, поддержка его индивидуальности и инициативы,.
Куршская коса. Туристско-экскурсионный маршрут «Танцующий лес» Приветствую гостей моего блога и предлагаю отправиться со мной на экскурсию в один самых загадочных лесов России – «танцующий лес» или.
Куршская коса. Туристско-экскурсионный маршрут «Высота Эфа» Приветствую гостей моего блога и предлагаю очередную экскурсию одного дня. На этот раз отправляемся в путешествие по дюнам. Частью косы.
Мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент)» При реализации индивидуального образовательного маршрута перед нами возникла необходимость подобрать, различные средства, которое бы в полной.
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Берегите бумагу” Образовательная область: познавательное.
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с расстройствами аутистического спектра
Индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ (аутизм)
Ивлевой Миланы, 5 лет
воспитанницы старшей группы
на период 2017-2018 года
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями с расстройством аутистического спектра составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО (ФГОС).
Ребенок с ООП, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.
Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети и подростки с выраженными нарушениями умственного развития (умеренной и тяжелой умственной отсталостью) и расстройствами аутистического спектра, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно- развивающую среду.
В апреле 2016 года, в МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №168» поступил ребенок (Милана, 4 года). Раннее она посещала другой детский сад. У девочки наблюдались нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Характерно явное стремление к одиночеству. Девочка очень инертна, медлительна, застенчива и замкнута в себе, с трудом вступает в контакт со знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми. Быстрота реакции на словесные раздражители (задания) медленная, требуется неоднократное подкрепление. Ребёнок не проявлял настойчивость при встречающихся трудностях и отступал перед ними. Активность речевого общения была снижена, Милана стеснялась вслух произносить слова. С программными задачами девочка так же не справлялась: отсутствовала концентрация внимания, не было интереса к познавательной деятельности во время работы в коллективе. Наблюдался синдром дефицита внимания.
1. 2. Цели и задачи реализации Программы
Основной целью данной программы является стремление помочь ребенку адаптироваться в социуме.
Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:
купирование трудностей, сопровождающих образовательный процесс и развитие личностных особенностей воспитанника
совершенствовать коммуникативные навыки
развивать психические познавательные процессы, направленные на воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым
развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
По заявлению матери, для определения оптимального педагогического маршрута и обеспечения индивидуального коррекционного сопровождения воспитанника, нами было проведено обследование и спланированы следующие з адачи воспитания и обучения для данного ребенка:
воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;
формировать коммуникативные умения и навыки;
формировать сенсорное развитие;
формировать социально-бытовые умения и навыки самообслуживания;
развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка;
повышать двигательную активность ребенка;
стимулировать звуковую и речевую активности.
В процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий:
налаживание эмоционального контакта с ребенком;
регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;
смена видов деятельности в процессе одного занятия;
повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;
игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;
использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение;
опора на сенсорные анализаторы.
Воспитатели и родители должны быть твердо нацелены на результат и на успех, проявлять терпение. Ребенку необходимо создать психоэмоциональный комфорт, чувство уверенность и безопасности. И только после этого можно приступать к обучению. Воспитатель и родитель должны постоянно комментировать словами то, что он делает. Называйте вслух те предметы, которые он трогает, дайте ребенку подержаться за предмет, таким образом будет развиваться сенсорное развитие – зрение, осязание. Дети с аутизмом требует многократного повторения названия предметов, его описания и назначения. Такой метод расширяет внутренний мир ребенка и подталкивает ребенка к выражению своих эмоций.
1.3. Специфика индивидуальных особенностей детей с РАС
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить, в то время как другие говорят очень мало или не говорят вовсе.
При отсутствии лечения многие аутичные дети не приобретут навыков общения и могут не научиться правильно, говорить и подобающе вести себя. Лишь единицы могут полностью избавиться от аутизма без какого-либо вмешательства. В такой ситуации вселяет надежду тот факт, что существует много разных видов лечения, которые могут оказаться достаточно эффективными. Некоторые виды лечения дают существенные улучшения, а некоторые могут иметь небольшой или нулевой эффект. Нет такого лечения, которое помогало бы всем одновременно.
Аутичных детей легко узнать по взгляду «погруженному в себя», отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуждается в постоянном, индивидуальном контроле и сопровождении взрослых в любом виде деятельности.
II. Содержательный раздел
Изучив литературу о РДА, мы педагоги, составили индивидуальный образовательный маршрут для развития ребенка с ООП (с расстройством аутистического спектра). Рекомендовано обучение по основной образовательной программе для детей дошкольного возраста с включением ежедневных индивидуальных занятий, разработанных для данного ребенка. Основная форма занятий – индивидуальные. Продолжительность каждого занятия от 10 до 20 минут, в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес. Так же, рекомендовано психолого-педагогическое сопровождение и работа с логопедом.