к нетрадиционным формам урока относится

Нестандартные уроки

В практике каждого педагога наступает момент, когда привычные уроки превращаются в рутину, когда уроки проходят, так сказать, по привычному шаблону, вследствие этого, учитель может обнаружить снижение интереса школьников к занятиям. Для того, чтобы решить данную проблему, можно использовать в своей практике нестандартные формы уроков.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.

Нестандартные формы проведения уроков привлекают внимание обучающихся, повышают их интерес к предмету и, как следствие, способствуют лучшему усвоению материала.

Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

Итак, остановимся на различных видах нестандартных уроков.

1. Уроки в форме соревнования и игр:
конкурс, турнир, эстафета, марафон (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п

Например, в 5-х или 7-х классах закрепляем употребление грамматических времен, строим различные виды предложений с использованием моделей. Группа делится на две команды. Проводятся различные виды упражнений, включая игровые. За каждое правильно и быстро выполненное задание командам выдаются жетоны. В конце урока считаем жетоны. Дух соревнования оказывает влияние на всех. На таких уроках смотрю и не узнаю своих учеников: столько горения, желания победить вижу в их глазах. Здесь же корректируется речевая деятельность отдельных учеников, если она не согласуется с общим мнением команды.

Остановлюсь на уроке – соревновании “Звездный час”. Данный урок проводится в виде соревнования между учащимися одного класса в течение одного урока. Учащиеся объединяются в пары. Первый игрок на протяжении всей игры движется вперед, а второй сидит на месте. У каждого игрока в руке имеются таблички с цифрами, которые игроки должны поднимать при выборе правильного варианта ответа. Вторые участники так же поднимают карточки, при совпадении правильного ответа, паре вручается звезда, которая может сыграть решающую роль в финале. Так продолжается до тех пор, пока две пары не выйдут в финал и не сойдутся в решающей “битве”.

Дуэль – данный вид деятельности можно проводить при составлении различных рассказов. Ученики парами рассказывают материал. (По очереди – то один, то другой) Тот, кто произнесет последнее предложение, выигрывает дуэль.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарии, мозговая атака (или мозговой штурм), интервью, репортаж, рецензия.

Изобретательство. Описание несуществующих животных, жителей других планет.

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью – это своеобразный диалог. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме.

3. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, телепередача, телемост. Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, так как предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера. Аргументировано отвечать на вопросы.

4. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Волшебницы, урок загадок.

Для развития навыков устной речи можно использовать игру в загадки. Эта игра помогает запомнить целые фразы. Важно и то, что ученики привыкают внимательно вслушиваться в речь собеседника и говорить, не задумываясь над грамматическими формами. Отгадывание может проводиться на слух или с рисунками.

Загадки о животных.

Учитель читает учащимся загадки, учащиеся должны их отгадывать. Например:

Загадки можно использовать как один из приемов релаксации, а также проверить восприятие учащимися речи учителя на слух. Обычно этот прием использую за 3–5 минут до конца урока. Материал строится на понятном ученикам языке.

Капитаны команд выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и описывают животное по картинке. Каждое правильно сказанное предложение – это один лучик к кружку и один балл. Побеждает тот капитан, чье солнышко будет иметь больше лучиков, т.е. больше баллов.

Кто знает лучше цифры.

Представители от каждой команды выходят к доске, на которой написаны цифры (не по порядку). Ведущий называет цифру, ученик ищет ее на доске и обводит цветным мелом. Побеждает тот, кто обведет больше цифр.

Урок – сказка. Игра «Снежный ком». Эту игру можно применяя при работе с придаточными предложениями с союзами if / when. Например:

2-й ученик. If I get up early, I’ll see the sunrise.

3-й ученик. If I see the sunrise, I’ll be happy.

Учитель предлагает учащимся такую ситуацию: “Вы находитесь в Англии. Зашли в магазин, чтобы купить нужную вам вещь. Но, недостаточно хорошо владея языком, пытаетесь объясниться с продавцом жестами, мимикой. Задача продавца – понять покупателя и помочь ему”.

Чтобы школьники лучше поняли правила игры, учитель может вызвать ученика, желающего исполнить роль покупателя, и дать ему карточку, на которой написано, что он хочет купить. Учащийся пытается выразить свою просьбу с помощью жестов. Остальные ученики исполняют роль продавцов, задавая вопросы, комментируя жесты покупателя. Группа принимает активное участие в игре, помогая продавцу догадаться, что хочет купить посетитель магазина. Выигрывает та группа, которая первая угадала желание покупателя.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет (ролевые игры).

Составь фоторобот (начальная и средняя ступень).

Класс делится на три команды, каждая из которых представляет отделение милиции. Выбираются 3 ведущих. Они обращаются в отделение милиции с просьбой отыскать пропавшего друга или родственника. Ведущий описывает их внешность, а дети делают соответствующие рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден.

Ведущий: I can’t find my sister. She is ten. She is a schoolgirl. She is not tall. Her hair is dark. Неr eyes are blue. She has а red coat and a white hat on.

6. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, “следствие ведут знатоки”, утренник, урок – праздник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, “посиделки”, “клуб знатоков”.

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
В такой ситуации логично прибегнуть к элементам ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы.

Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

7. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, опрос по цепочке, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, телеурок без телевидения.

Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения.

Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся.

При выборе форм нестандартных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся.

При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом “с детьми и для детей”, ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Источник

Лекция на тему «Нетрадиционные формы уроков»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«Нетрадиционные формы урока, как средство повышения познавательной активности учащихся»

Подготовила: руководитель МО художественно-эстетического и

Антоненко Т.В., первая категория

с. Новостепное, 2018

I. Особенности нетрадиционных форм урока

1.1 Достоинства и недостатки нетрадиционных форм урока ______4

1.2 Требования, предъявляемые к нетрадиционным урокам_______5

1.3 Классификация нетрадиционных форм урока _______________6

1.4 Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков____7

II. Модели нетрадиционных уроков

2.1 Урок-проект ___________________________________________8

2.2 Урок пресс-конференция_________________________________9

2.4 Урок – путешествие____________________________________11

2.5 Урок – зачет __________________________________________12

2.6 Урок – экскурсия ______________________________________13

2.7 Урок – соревнование ___________________________________14

III. Заключение __________________________________________17

IV. Литература___________________________________________ 18

За последнее десятилетие в обществе произошли коренные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях. Все это не могло не повлиять и на педагогическую ситуацию, требуя качественно нового, не обезличенного подхода к процессу обучения. Одним из путей, способных решить назревшие проблемы образования, является повышение познавательной активности учащихся.

Проблема познавательной активности не перестает быть актуальной и значимой по сей день, так как формирование активности в процессе познания является определяющим фактором в самоопределении, самореализации личности. Благодаря особому отношению к учению учащийся способен познать, открыть личностный смысл знаний, воспринять знания и умения как средство самосовершенствования. Познавательная активность позволяет удовлетворить потребность в саморазвитии посредством учения. Познавательная активность учащихся проявляется в отношении к содержанию и процессу обучения, к самой учебно-познавательной деятельности, в направленности и устойчивости познавательных интересов, в стремлении к овладению знаниями и способами деятельности.

Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес. Эффективное развитие творческой познавательной активности у обучаемых обеспечивается их совместной с преподавателем деятельностью в ходе учебного процесса по следующим направлениям:

1. Целеустремленное развитие мотивов активного познания у обучаемых.

2. Творческое сотрудничество преподавателей и обучаемых на занятиях.

3. Широкое внедрение в процесс проведения занятий диалога и дискуссии.

4. Индивидуализация работы по развитию познавательной активности.

Одним из наиболее эффективных путей воспитания у учащихся интереса к изучению предмета является нетрадиционный урок. Нетрадиционный урок позволяет придать тому или иному виду деятельности оригинальные, нестандартные приемы, активизирующие учащихся на уроках, повышающие интерес к знаниям, развивающие детей с учетом их возраста и способностей.

I. Особенности нетрадиционных форм урока

1.1. Достоинства и недостатки нетрадиционных форм урока.

Нетрадиционные формы урока реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

— осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

— обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

— предусматривается минимально е участие на уроке учителя.

К недостаткам нетрадиционных уроков, снижающим педагогическую эффективность учебного процесса, можно отнести:

Исключение составляют лишь уроки лекционно-семинарской системы, пришедшие из

практики высшей школы и поэтому сравнительно полно обоснованные. Но эта система

применяется в основном старшеклассниками;

Отсутствие прогноза положительных изменений — роста качества знаний и умений, сдвигов в развитии учащихся. Не все учителя могут определить главную идею урока, его развивающие возможности;

Преобладание репродуктивных технологий обучения.

Обращается внимание преимущественно на форму организации учебного процесса, а не на его содержание. Это сказывается на количестве и содержании выводов и умозаключений, итоговых форм деятельности;

Нестандартные формы уроков используются немотивированно, как уроки-одиночки, без заметной связи с ранее проведенными уроками. Преобладают итоговые формы ( зачеты, семинары, решение кроссвордов и др). Целевые установки уроков не предусматривают прироста новых знаний и умений, развития учащихся в каком-либо отношении.

1.2. Требования к нетрадиционным урокам.

При подготовке и использовании нетрадиционных уроков необходимо учитывать ряд требований:

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Дидактические требования к нетрадиционным урокам.

 На уроке учащийся должен получать не только определенную сумму знаний, но и ощущать поэзию этой важной науки.

 Урок должен расширять и углублять знания учащихся, полученные на предыдущих уроках.

 Урок должен повышать любознательность и интерес к предмету, стимулировать работоспособность учащихся.  Урок должен помогать учителю изучать индивидуальные способности учеников,

выявлять среди них одаренных учащихся.

 Урок не должен отвлекать учащихся от основного содержания учебной программы при

углублении и расширении их знаний.

 На уроке ученика надо ставить в условия исследователя, отыскивающего

закономерности, важные в творческом или практическом отношении.

 Урок должен развивать и совершенствовать ученика на основе сочетания добровольной

работы с обязательностью ее выполнения.

 В урок должны быть включены элементы занимательности, которые необходимы для жизнерадостной деятельности.

 Предлагаемый на уроке материал должен быть доступен учащимся, соответствовать их уровню развития.

Действия учителя и учащихся.

Проводится тщательная подготовка таких уроков.

Продумывается ход урока с учетом особенностей класса.

Уделяется особое внимание активизации деятельности всех учащихся.

Учащимся даются предварительные задания, объясняется построение урока, готовятся наглядные пособия.

Обсуждается последовательность операций на уроке, проверяются конкретные задания отдельных учащихся.

В тот или иной вид деятельности на уроке включаются «сильные» и «слабые» учащиеся, «трудные» и «равнодушные».

1.3. Классификация нетрадиционных форм уроков.

Классификация, т.е. распределение по разрядам, помогает выделить общие основания, наиболее необходимое, интересующее из того разнообразия форм уроков, которое существует на сегодняшний день.

Можно выделить следующие группы уроков:

1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок, построенный на инициативе учащихся, урок — общественный смотр знаний, урок-диспут, урок с применением компьютеров.

2. Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-соревнование, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок с использованием дидактической игры, урок-театрализованное представление.

3. Уроки творчества: урок-сочинение, урок—выпуск «живой газеты», урок изобретательства, комплексно-творческий урок, урок-осмотр самодеятельной выставки.

4. Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок-семинар, урок решения задач, урок-конференция, урок-экскурсия, урок-консультация, урок-зачет.

На основании методов и форм их проведения можно выделить следующую классификацию уроков.

уроки с измененными способами организации: урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок-встреча;

уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, урок-экспедиция, защита туристических проектов;

уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения, урок-общественный смотр знаний, урок-консультация, итоговое собеседование, ученическая конференция.

1.4. Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков.

Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок, и его анализ.

В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т. п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимо дидактического материала и т. д.

2. Собственно урок (выделяется 3 основных этапа):

Первый этап. Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.

Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.

Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения — эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

II. Модели нетрадиционных форм урока

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинированный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:

 выбор темы или проблемы проекта;

 формирование группы исполнителей;

 разработка плана работы над проектом, определение сроков;

 распределение заданий среди учащихся;

 выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания;

 оформление совместного результата;

 оценка выполнения проекта.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.

2.2. Урок пресс-конференция.

Имитационная модель . В заводской лаборатории или в научно-исследовательском институте получены важные теоретические и практические выводы. Однако они противоречат результатам, полученным в другом научном учреждении. На конференцию, где будут заслушаны доклады сотрудников лаборатории или НИИ, прибыли представители прессы. Это сотрудники журналов «Наука и жизнь», «Техника — молодежи», «Юный техник», «Знание — сила», «Квант» и др. Их задача: подготовить материал для своей редакции по вопросам конференции.

Представители прессы могут выразить альтернативное мнение, составленное на основе писем читателей в редакции журналов.

Научная группа составляется из специалистов, глубоко компе-тентных в данной теме. Эти специалисты делятся на докладчиков, экспериментаторов, демонстраторов чертежей, рисунков, видеофрагментов.

К группе присоединяют работника институтской библиотеки для подбора литературы к докладам и составления аннотаций книг для прессы.

Представители прессы выполняют ряд заданий. Они просматривают свои журналы. Это делается не менее чем за полгода. Затем они подготавливают краткий обзор журнала по проблемам конференции. Кроме того, им необходимо подготовить вопросы к докладчикам, соответствующие стилю именно их журнала. Каждая редакция имеет на своем столе флажок, на котором указано название журнала. Вопросы, подготовленные журналистами, могут быть специально оформлены. Так, например, представитель журнала показывает участникам конференции стопку писем, пришедших в редакцию (вскрытые конверты скреплены с текстом присланного письма скрепкой), и передает просьбу читателей журнала объяснить явление, рассказать об особенностях.

Члены пресс-центра к концу конференции должны выпустить бюллетени и представить их участникам. В бюллетенях должны быть отражены все важные события конференции.

Члены пресс-центра заранее готовятся к выпуску газет: приносят на урок бумагу, ножницы, клей, фломастеры, вырезки из старых газет и журналов для иллюстрации бюллетеней. Можно оформить кабинет плакатами, написать правила проведения пресс-конференции, например, такие, как «Докладчика не перебивать!», «Шум не создавать!», «Вопросы задавать!». Как правило, пресс-конференции проводятся в старших классах.

Театрализованный урок не только не изжил себя, но остался очень значимым как в познавательном, так и в воспитательном плане. Ценность урока в том, что он вносит в познание учащихся новое ощущение, прошедшее через ум, и переживание. В уроке используются игровые ситуации, в которые включаются ирония, юмор, шутка, т. е. элементы веселой игры, снимающие напряжение и однообразие, подчеркивающие ощущение реальности.

В VII — VIII классах главной задачей игровой ситуации является активизация деятельности учащихся на самом уроке. Сценарий может быть единым, составленным определенной группой учащихся. Обязательной принадлежностью сценария должны быть вопросы к классу по ходу действия. В этом случае в ученики становятся активными участниками урока и повторяют учебный материал в ходе интересной деятельности.

В старших классах можно использовать групповую работу учащихся. Для этого все учащиеся разбиваются на команды. Каждая команда составляет сценарий на основе предложенного учителем опорного конспекта темы.

Необходимо выработать и довести до сведения школьников критерии, предъявляемые к сценариям. Эти критерии должны соответствовать требованиям к знаниям учащихся. Например, в сценарий должны быть включены все физические понятия, указанные опорном конспекте, возможно более полно представлен демонстрационный эксперимент, достигнуто соответствие между логикой сценария и обобщенным планом данного элемента физического знания. Очень важно, чтобы в сценарии было правильно выбрано главное действующее лицо, иначе произойдет смещение акцентов сути физического содержания.

Игра проходит во время урока и занимает 40—45 мин. В старших классах желательно проводить ее на спаренных уроках, чтобы затем вместе с учениками провести анализ увиденного.

Эти уроки рекомендуются для учащихся подросткового возраста (VII—VIII классы). Педагогические исследования показывают, что отношение школьников к учению зависит от того, насколько учитель ориентируется в организации учения на их психологические особенности.

Подросткам свойственны стремление к самостоятельности, при-знанию сверстников, тяга к романтическому, героическому, что, по их мнению, отсутствует на обычных школьных уроках. Учет этих особенностей не только оправдывает, но и утверждает применение такой формы урока, как игра-путешествие.

Для проведения урока ребята разбиваются на команды (не менее трех) и отправляются в путешествие, цель которого вполне конкретна и, безусловно, интересна подросткам. Между командами объявляется соревнование на быстроту достижения цели. Заранее рисуется карта похода, на которой указываются все промежуточные пункты следования. Побеждает та команда, которая первой, преодолев все препятствия, прибывает к финишу.

Препятствиями в путешествии являются физические вопросы, ответив на которые можно продолжать путь. За правильный ответ ученик получает оценку, а команда — жетон. По количеству предъявленных жетонов в конце урока определяется личное и командное первенство.

Методические указания. Целью такого урока может стать активное повторение пройденного материала по многим темам.

Если правильно организовать урок, учащиеся получат возможность наряду с программными знаниями продемонстрировать свой кругозор, начитанность, умение ориентироваться в новой обстановке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *