Как сделать колесную лиру
Колёсные лиры моего производства
Вот мастерская, где я делаю колёсные лиры.
А так звучат мои колёсные лиры.
Изделие №4. Так звучит четырёхструнная колёсная лира, сделанная в 2019 году. Одна голосовая струна, три бурдона, 21 кнопка, трампет. Тональность фа – фа-диез – соль.
Изделие №8. Так звучит трёхструнная колёсная лира, сделанная в 2020 году. Одна голосовая струна, два бурдона, 9 кнопок, струны жильные аутентичные. Тональность фа – фа-диез – соль.
Изделие №4. Так звучит моя четырёхструнная колёсная лира, сделанная в 2013 году, до сих пор верная моя подруга. Одна голосовая струна, три бурдона, 19 кнопок, трампет. Тональность фа – фа-диез.
Изделие №8. Так звучит трёхструнная колёсная лира в тональности для женского пения. Одна голосовая струна, два бурдона, 11 кнопок. Тональность си – до.
Изделие №8. Так звучит трёхструнная колёсная лира в тональности для женского пения. Одна голосовая струна, два бурдона, 11 кнопок. Тональность до-диез – ре.
Изделие №8. Так звучит трёхструнная колёсная лира в тональности для мужского пения. Одна голосовая струна, два бурдона, 9 кнопок. Тональность фа – соль.
Немного об особенностях моих инструментов.
Прежде, чем Вы познакомитесь с основными типами моих колёсных лир, прочитайте это вступительное слово. В нём содержится весьма немаловажная информация для поклонников инструмента.
Начну с того, что в своих колёсных лирах я пытаюсь соединить богатые музыкальные возможности лир европейских (зачастую очень сложных и капризных инструментов), и простоту лир русских (часто весьма примитивных инструментов).
При хороших музыкальных возможностях мои инструменты просты в уходе, просты и неприхотливы. Случалось, что мои лиры падали на асфальт с почти метровой высоты, или по ним текла вода в течении нескольких часов (по верхней, резонансной дэке). При этом лиры потом не только играли, как и прежде, но и не имели повреждений. Я играл на своих инструментах на улице: несколько минут во время сильного дождя; в мороз (-10) с лёгким снегом; осенью, при мелком моросящем дожде; в летнюю жару, сразу после ливня, при 100-процентной влажности.
Хочу особо обратить внимание на уникальность моих инструментов, это действительно «хэнд-мэйд». Я мало использую электро-инструмент, у меня, например, нет шлиф-машинки, электро-фуганка, рейсмуса. Электро-инструмент я применяю только для получения заготовок, финальная же обработка идет только ручным инструментом: рубанками, фуганками, калёвками, циклей, ножём-уголком, стамесками, наждачной бумагой, зензубелем, шпунтубелем, стружком.
Я не обезличиваю поверхность идеальным выравниванием, слишком много сейчас вокруг ровного, плоского, геометрически-правильного. При внимательном осмотре Вы увидите еле заметные неровности, которые даёт ручной инструмент, и это делает поверхность лиры «живой». Также, я внимательно подхожу к выбору материала, поэтому у каждого моего музыкального инструмента есть свои неповторимые детали и особенности.
Чтобы максимально раскрыть красоту и глубину рисунка дерева, я использую для покрытия натуральный шеллак, или натуральную олифу. Современные лаки вряд ли могут сделать это так же хорошо.
Ещё одна важная особенность моих колёсных лир. Прежде, чем начать делать инструмент, я формулирую на него тех. задание, порой заставляя попотеть заказчика и максимально точно представить себе сферу его применения. Это помогает выбрать форму и размер инструмента, отрегулировать громкость, подобрать подходящие струны и строй, определить оптимальное количество клавиш и т.д.
Изделия №1 и №1в.
Струн — 3-4; игровых струн — 1-2; кнопок — 12-24. Возможна установка жужжащего мостика.
Изделия №2.
Струн — 3; игровых струн — 1; кнопок — 12. Возможна установка жужжащего мостика.
Изделия №3.
Струн — 3-6: игровых струн — 1-2; кнопок — 12-24. Возможна установка жужжащего мостика.
Изделия №4.
Струн — 3-4; игровых струн — 1-2; кнопок — 16-20 (до 21-ой ступени). Возможна установка жужжащего мостика.
Изделия №5.
Струн — 3-4; игровых струн — 1-2; кнопок — 12-20 (до 21-ой ступени). Возможна установка жужжащего мостика.
Изделия №6.
Струн — 3-4; игровых струн — 1-2; кнопок — 12-20 (до 21-ой ступени). Возможна установка жужжащего мостика.
Изделия №7.
Струн — 2-3; игровых струн — 1; кнопок — 5-6 (до 10-ой ступени).
Изделие №8.
Струн — 3; игровых струн — 1; кнопок — 9. Возможна установка минигрифа басового бурдона.
Донской рылей.
Струн — 3; игровых струн — 1; кнопок — 13-18 (до 19-ой ступени).
Around the Worldmusic
to_watch @ 11:28 pm :
Колесная лира
(hurdy-gurdy)
Колесная лира, хёрди–гёрди, известная также как колесная скрипка («wheel fiddle») – это струнный музыкальный инструмент, звук в котором извлекается посредством трения наканифоленного колеса, приводимого в движение рычагом, об струны. Это колесо по своей сути выполняет функцию смычка, превращая инструмент во что-то вроде механической скрипки. Мелодия играется с помощью клавиш, на которых укреплены кулачки – деревянные клинышки, зажимающие струны в нужных местах. Как и большинство акустических струнных, колёсная лира имеет резонатор, который усиливает колебание струн.
Большинство колесных лир имеют несколько бурдонных струн, которые дают постоянный тон во время игры, во многом похожий на принцип волынки. По этой причине колесная лира часто используется вместе с волынкой или вместо нее, например, во французской и венгерской фолкмузыке.
Многие музыкальные фестивали собирают группы с участием исполнителей на колесной лире, наиболее известный такой фестиваль – фестиваль в Сан-Шартье, в центральной Франции в департаменте Индр, проводящийся около 14 июля.
Происхождение и история
Считается, что хёрди-гёрди появилась в западной Европе ранее 8го века н.э. Одной из ранних форм инструмента был органиструм – большой инструмент с резонатором в форме гитары и длинным грифом, на котором были укреплены клавиши (в диапазоне одной диатонической октавы). Органиструм имел одну мелодическую струну и две бурдонных, которые натягивались через обычный мостик и небольшое колесо. Из-за своего размера на органиструме играли вдвоем – один музыкант вращал колесо, другой – тянул клавиши. Тянуть (а не нажимать) клавиши было непростой техникой, поэтому на инструменте исполняли в основном медленные мелодии. Органиструм настраивался по пифагорейской темперации, и использовался в первую очередь для сопровождения церковного и монастырского хорового пения. Аббат Одо из Клюни (ум.942) считается автором небольшого описания устройства органиструма под названием Quomodo organistrum construatur (Как устроен органиструм), известного из более поздних копий, однако его достоверность довольно сомнительна. Одним из наиболее ранних изображений органиструма является скульптура 12в. на соборе в Саньтяго де Компостела в испанской Галисии, изображающая двух исполнителей на инструменте.
Позднее органиструм приобрел меньшие размеры, более удобные для использования одним музыкантом. Органиструм соло был известен в Испании и Франции, но вскоре его сменила симфония (simfonia), небольшой вариант хёрди-гёрди с прямоугольным резонатором, тремя струнами и диатонической клавиатурой. Примерно в то же время были изобретены нажимные клавиши. Такие клавиши гораздо больше подходили для игры быстрых мелодий, были гораздо более удобными и вскоре совершенно вытеснили вытяжные. Средневековые изображения симфонии демонстрируют оба типа клавиатур.
Во времена позднего возрождения утвердились две характерные формы резонатора инструмента – гитарной формы и наборный из клепок, округлой лютневой формы. Последняя форма особенно характерна для французских инструментов.
В это же время колесная лира стала проникать дальше на восток, где в разных вариантах получила развитие в славянских странах, восточных германских областях и Венгрии. Большая часть национальных инструментов вымерла к началу 20го века, но некоторые сохранились до наших дней, наиболее известные из которых – французская vielle à roue, венерский tekerőlant и испанская zanfona. На Украине разновидность под названием лира широко использовалась слепыми бродячими музыкантами, большая часть которых была уничтожена Сталиным в 1930х. Во многих странах – в Швеции, Германии, Австрии, Чехии, Польше, России, Италии и Португалии в недавнее время произошло возрождение инструмента, в результате чего он проник в разнообразные музыкальные направления и стили, включая современную музыку, в контексте которой раньше колёсную лиру никто не рассматривал.
Колесная лира в восточной Европе
В восточной Европе, в частности в Венгрии, Польше, Беларуси и Украине существует развитая традиция игры на колесной лире. На Украине инструмент известен под названием лира или реля, и применялся в основном профессиональными странствующими музыкантами, часто слепыми, которые назывались лирники. Их репертуар состоял в основном из религиозных тем, а также эпических песен под названием думы и народных танцев. В 1930х гг. традиция практически прервалась, потому что советским правительством лирники были объявлены социально нежелательным элементом и массово уничтожены. Сейчас инструмент активно возрождается и применяется в различных фолк проектах.
В силу развитости французской колеснолирной традиции многие из частей инструмента и приемов игры называются французскими терминами. Например:
trompette: самая высокая бурдонная струна, которая натягивается через жужжащий мостик
mouche: бурдонная струна, настраиваемая на кварту или квинту ниже струны trompette
petit bourdon: бурдонная струна, настраиваемая на октаву ниже струны trompette
gros bourdon: бурдонная струна, настраиваемая на октаву ниже струны mouche
chanterelle(s): мелодическая струна (струны), по-английски так же называемые chanter или chanters
chien: (буквально «собачка») жужжащий мостик
tirant: небольшой колок на струнодержателе, предназначенный для регулировки чувствительности жужжащего мостика
Некоторые придерживаются другой, народной этимологии:
Устройство
Общепринятого стандарта для устройства колесной лиры не существует, хотя в Европе наиболее типична французская vielle a roue. Вне Франции она имеет несколько региональных форм, но за ее пределами инструмент считался народным, и единого стандарта выработано не было.
Существует два наиболее распространенных типа резонатора современных колесных лир – гитарный и лютневый. Оба варианта бытуют во франкоговорящих регионах, за их пределами же общепринят гитарный. Симфония с прямоугольным резонатором также имеет хождение среди исполнителей ранней музыки и исторических реконструкторов.
Исторически струны делались из жил, которые до сих пор предпочитают некоторые музыканты, однако наиболее распространены сейчас металлические струны, которые более всего удобны особенно для низких бурдонных струн. Используются так же и нейлоновые, но многие исполнители их не предпочитают.
Бурдонные струны производят непрерывный звук одного тона. Мелодическая(ие) струна(ы) зажимается кулачками, закрепленными на клавишах и укорачивают или удлиняют звучащую часть струны, подобно тому, как работают пальцы гитариста на грифе. На самых ранних колесных лирах клавиши настраивались по пифагорейской темперации, более поздние инструменты настраивались по-разному, сейчас же наиболее распространена равномерная темперация для удобства игры с другими инструментами. Но, поскольку каждый кулачок на любой клавише колесной лиры может быть индивидуально подстроен, то возможны практически любые типы темперации. Большая часть современных колесных лир имеет 24 клавиши, которые дают диапазон в 2 хроматических октавы.
На инструментах французского типа чувствительность жужжащего мостика может регулироваться с помощью колка, который называется tirant, он крепится на струнодержателе инструмента и соединяется со струной trompette с помощью проволоки или нити. Tirant изменяет боковое давление на струну и таким образом регулирует чувствительность жужжащего мостика относительно скорости вращения колеса. Существуют разнообразные техники вращения колеса, ускорения его вращения в различных фазах. Каждый «рывок» (резкое ускорение) колеса дает отчетливый жужжащий звук. Такие рывки производятся не автоматически, а находятся под полным контролем исполнителя.
На венгерских инструментах такая регулировка осуществляется с помощью клинышка, который называется recsegőék (регулировочный клин (буквально «клин жужжалки»)), который отклоняет бурдонную струну вниз. При традиционном исполнении жужжащий мостик полностью контролируется запястьем исполнителя и имеет совершенно другой звук и ритмические возможности по сравнению с французскими инструментами.
Региональные типы колесных лир со времен Возрождения можно классифицировать относительно
a)размера колеса и
b)наличия или отсутствия жужжащего мостика.
Инструменты с маленьким колесом (диаметром менее 14 см.) характерны для Центральной и Восточной Европы. Они отличаются широкой струнной коробкой (keybox) и бурдонными струнами, которые проходят внутри нее. Из-за небольшого диаметра колеса эти инструменты обычно имеют три струны – одну мелодическую, одну тенор и одну басовую струну. Струн иногда может быть и больше – до пяти.
а).Жужжащий мостик с регулировкой струной
Немецкий инструмент с грушевидным резонатором Drehleier. Две или три бурдонных струны и одна или две хроматических мелодических. Характерная клиновидной формы «головка грифа», на которой крепятся колки. Часто обильно украшен. На инструментах этого вида используется жужжащий мостик с регулировочным колком, который укреплен рядом со струной, а не на струнодержателе как на французских инструментах.
в). Жужжащий мостик с регулировкой клином
Венгерский tekerőlant : Обычно имеет 2 бурдона (иногда 3) и одну или две мелодические хроматические струны. Широкая струнная коробка часто резная или обильно украшена.
Тирольская Drehleier (Австрия): Очень похожа на tekerőlant, но обычно имеет диатоническую настройку. Весьма вероятно, что этот инструмент был прототипом венгерского.
с). Без жужжащего мостика
lira korbowa(Польша). Резонатор гитарной формы. Два бурдона и одна мелодическая диатоническая струна.
колесная лира /рыля/рылей (Россия). Резонатор гитарной формы. Два бурдона и одна мелодическая диатоническая струна. Плоская клавиатура.
лира(Украина). Два бурдона и одна мелодическая диатоническая струна.
Три типа резонатора: долбленый из одного куска дерева, гитарный с боковыми колками и наборный с вертикальными колками. Плоская клавиатура.
ninera/kolovratec (Словакия). Резонатор гитарной формы. Два бурдона и одна мелодическая диатоническая струна. Широкая струнная коробка. Внешне похожа на венгерский tekerő, но не имеет жужжащего мостика.
grodalira/vevlira (Швеция). Возрождена в 20м веке по историческим образцам. Две формы резонатора: продолговатый коробчатый и вытянутый грушевидный. Обычно имеет диатоническую настройку, но она может быть расширена до хроматической путем добавления дополнительных клавиш, которые располагаются ниже обычного диатонического ряда (а не выше, как на большинстве колесных лир).
немецкая тюльпановидной формы Drehleier. Три бурдона и одна мелодическая диатоническая струна.
Инструменты с большим колесом (диаметр от 14 до 17 см.) характерны для западной Европы. Такие инструменты обычно имеют узкую струнную коробку, внутри которой натягиваются только мелодические струны. Они обычно имеют больше струн, часто встречается их дублирование или утроение. Некоторые современные инструменты имеют до 15 струн, хотя обычное их число – 6.
а).Жужжащий мостик с регулировкой струной
vielle à roue (Франция). Обычно имеет 4 бурдона и 2 мелодических струны, но часто струн больше. Две формы резонатора: гитарный и лютневый круглый (vielle en luth). Французские инструменты обычно имеют узкую струнную коробку; бурдонные струны проходят снаружи ее. Традиционные инструменты имеют 2 мелодических и 4 бурдонных струны с одним жужжащим мостиком. Современные могут иметь больше: например, инструмент известного исполнителя Жиля Шабена (Gilles Chabena thttp://www.gilleschabenat.com/) имеет 4 мелодических струны на альтовом струнодержателе и 4 бурдонных на виолончельном. Этот инструмент так же имеет 3 струны trompette.
niněra(Чехия). Резонатор гитарной формы. Два вида: первый имеет стандартное устройство, во втором бурдонные струны располагаются между мелодическими внутри струнной коробки. Бытуют и хроматические и диатонические формы. Особого вида механизм для регулировки «жужжания» на струне trompette.
в). Без жужжащего мостика
zanfona (Испания). Обычно имеет гитарной формы резонатор с тремя мелодическими струнами и двумя бурдонными. Некоторые старинные образцы имели диатоническую настройку, современные обычно хроматические. Санфоны настраиваются как правило в С (До) мажоре, все мелодические струны в унисон. Бурдонные струны это – баритон С (на октаву ниже) и бас С (2 октавы ниже). Бурдоны могут быть перестроены в D (Ре), хотя мелодическая струна остается в С. Это позволяет иметь как тонику и С, и С#, чтобы играть на мелодических струнах ниже D.
niněra (Чехия). Резонатор гитарной формы. Два вида: первый имеет стандартное устройство, во втором бурдонные струны располагаются между мелодическими внутри струнной коробки. Бытуют и хроматические и диатонические формы.