Как сделать ленивые поворотники
seamen73 › Блог › Ленивые поворотники на микроконтроллере pic12f675
В продолжение темы Реле поворотов на микроконтроллере pic12f675 Решил реализовать устройство комфортных поворотников, называемых мною ленивыми. В своём прошлом БЖ Удлинитель поворотников (собственная версия). подробно описывал процесс изготовления и установки подобного устройства. Это устройство до сих пор исправно работает в автомобиле. К тому времени я начал интересоваться программированием для МК. С начала я не знал каким процессорам отдать предпочтение. Попробовал поработать с PIC и так и на них пока остановился. Так как AVR и PIC почти братья решил попробовать устройство комфортных поворотников сделать в PIC варианте. Сначала порылся в интернете есть ли подобные проекты, оказалось их почти нет. Одна схема то без платы, другая без прошивки, третья вообще без какого либо описания только схема.
Мне понравился вариант без щёлкающих релюшек.
Прошивка к ней была но какая то очень глючная, недописанная. Схема не работала, проверял в протеусе.
Вот и решил закончить проект.
Сделать реальное устройство не составило труда, благо уже есть опыт.
И вот готовое устройство.
Теперь самое сложное написать программу для МК. Сказу честно что код мне дался сложно, без помощи ребят с форума Русский Flowcode сам бы я до многого не додумался. Код полностью мой, за меня его ни кто не писал. Я часами вглядывался в кубики программы прогонял эмуляцию пошаговом режиме, даже чертил на на бумаге. В итоге родился это код. Да в моём коде ещё есть над чем работать но устройство работает как ни странно именно так как задумывалось. Что свидетельствует сделанное мною видео.
Прошивка стандартная, реле домыргивает 3 раза после отпускания переключателя, при включении заднего хода мигает аварийка. Добавить в новую версию кода хочу чтоб при движении задним ходом мигала аварийка постоянно, но при том чтобы можно было показывать и поворот. То есть 2 раза аварийка один раз поворот или наоборот. Предлагайте свои варианты алгоритма, а я уже по мере возможности попробую его написать.
Сообщества › Электронные Поделки › Блог › Ленивые поворотники на МК pic12f675 от seamen73
В продолжение темы Реле поворотов на микроконтроллере pic12f675 Решил реализовать устройство комфортных поворотников, называемых мною ленивыми. В своём прошлом БЖ Удлинитель поворотников (собственная версия). подробно описывал процесс изготовления и установки подобного устройства. Это устройство до сих пор исправно работает в автомобиле. К тому времени я начал интересоваться программированием для МК. С начала я не знал каким процессорам отдать предпочтение. Попробовал поработать с PIC и так и на них пока остановился. Так как AVR и PIC почти братья решил попробовать устройство комфортных поворотников сделать в PIC варианте. Сначала порылся в интернете есть ли подобные проекты, оказалось их почти нет. Одна схема то без платы, другая без прошивки, третья вообще без какого либо описания только схема.
Мне понравился вариант без щёлкающих релюшек.
Прошивка к ней была но какая то очень глючная, недописанная. Схема не работала, проверял в протеусе.
Вот и решил закончить проект.
Сделать реальное устройство не составило труда, благо уже есть опыт.
И вот готовое устройство.
Теперь самое сложное написать программу для МК. Сказу честно что код мне дался сложно, без помощи ребят с форума Русский Flowcode сам бы я до многого не додумался. Код полностью мой, за меня его ни кто не писал. Я часами вглядывался в кубики программы прогонял эмуляцию пошаговом режиме, даже чертил на на бумаге. В итоге родился это код. Да в моём коде ещё есть над чем работать но устройство работает как ни странно именно так как задумывалось. Что свидетельствует сделанное мною видео.
Прошивка стандартная, реле домыргивает 3 раза после отпускания переключателя, при включении заднего хода мигает аварийка. Добавить в новую версию кода хочу чтоб при движении задним ходом мигала аварийка постоянно, но при том чтобы можно было показывать и поворот. То есть 2 раза аварийка один раз поворот или наоборот. Предлагайте свои варианты алгоритма, а я уже по мере возможности попробую его написать.
Были предложения сделать, чтобы моргало не 3 раза а 5 и при движении задним ходом при указании поворота отрабатывался поворот а не аварийка а потом снова аварийка.
Во общем я заново переписал код и применил прерывание по INT по порту GP2. И на этом порту какраз висит реле поворотов. Я с этого порта только читаю импульсы и всё. Короче всё работает как надо как на передний ход как и на задний ход,
Делаем «ленивые поворотники»
Делаем «ленивые поворотники» для авто
Честно говоря, про такой режим работы указателей поворотов на некоторых новых автомобилях слышал: при кратковременном перемещении и отпускании рычага включения указателей поворотов, поворотники автоматически отрабатывают 3 «моргания». Это очень удобно при движении на трассе: для указания начала перестроения достаточно 2 – 3 «морганий», а переводить рычаг включения «поворотников» в фиксированное положение не хочется, т.к. режим самовозврата при минимальном повороте руля не работает. Поэтому приходится удерживать рычаг пару секунд пальцем.
Собственно, ездил бы я и без этого спокойно… Но некоторые поставили себе такую «фичу». Кто-то «радуется жизни».
А у меня нету. Не справедливо! Решил и я повторить конструкцию «ленивых поворотников». Уже мечтал: наконец-то я «прошью» ATtiny13 контроллер… Открываю электрическую схему… Во, блин, а в Субару схема поворотников не такая: там подрулевой выключатель «подаёт массу» на один из входов «реле указателей поворотов и аварийной сигнализации», а уже с него выходят провода на лампы. Современный автомобиль – не стали они силовые цепи ламп через выключатель на рулевой колонке пускать! Кстати, и кнопка включения аварийной сигнализации до безумного проста — один контакт на замыкание (тоже на массу).
. С одной стороны «не так», а с другой стороны — проще в реализации будет, не потребуются силовые реле и мощные ключи в эту «приспособу» ставить — достаточно будет «удерживать землю» любым маломощным ключом.
Вот с такими мыслями я лёг спать в пятницу.
Выскакиваю из постели, бегом к книжному шкафу – вот она: В.Л.Шило «Популярные цифровые микросхемы». Отыскиваю микросхему 155АГ3. Читаю: «Микросхема содержит два перезапускаемых одновибратора, с возможностью прерывания импульса». Это мне как раз и нужно! К тому же полная свобода выбора: «Одновибратор имеет 2 входа – один для запуска отрицательным импульсом, второй – положительным, а также два парафазных выхода». Да ещё и внешние ключи не потребуются – «Максимальный выходной ток микросхемы 40 мА». Надо же, микросхема, разработанная более 40 лет назад, точно подходит для Subaru! Невероятно!
Какой завтрак, какой кофе! Вытаскиваю из «закромов» кассеты с микросхемами… вот она: К555АГ3! Аж 3 штуки. Отлично, 555 серия имеет меньший потребляемый ток, по сравнению со 155. Конструкции быть! Сегодня же.
Позавтракав, набрасываю карандашом схемку. Вот её окончательный вариант:
Так как включение поворотника – это замыкание выключателя на землю, т.е отрицательный импульс – сигнал подаём на вход Ā одновибратора. Вход B не используем, поэтому «притягиваем» его к +5 В через резистор. Выход используем тоже инверсный – подключаем его ко входу через диод, чтобы не коротить его на землю при включении поворотника.
При подаче кратковременного отрицательного импульса на вывод 1 (9), одновибратор формирует отрицательный импульс на выводе 4 (12) заданной длительности. Длительность устанавливается RC цепочкой, подключенной к выводам 14 и 15 (6 и 7). При указанных на схеме номиналах R4C9 (R7C10), длительность формируемого импульса составляет около 1,8 с, что соответствует трём морганиям поворотников.
Одновибраторы перезапускаемые, т.е. если в течении этих «трёх морганий» мы снова кратковременно дёрнем рычаг в ту же сторону, то сигнал продлится ещё на три моргания. Так можно делать до бесконечности.
Если же мы переведём рычаг в фиксированное положение, и выключим его уже после трёх морганий, т.е. когда импульс на выходе одновибратора прекратится, то «продления» сигнала не произойдёт.
Чтобы при включении одного поворотника (во время трёх морганий противоположного) сигнал противоположного прерывался – заводим вход одного одновибратора на вход Reset другого одновибратора и наоборот. При поступлении отрицательного импульса на вывод 3 (11) — формируемый импульс на выходе прекращается.
Вот, собственно и всё. Питание +12 В (от цепи зажигания) подаём на микросхему через интегральный стабилизатор 78L05. От случайной переполюсовки вход защищаем диодом. Для защиты от импульсных помех и высокочастотных наводок входы защищаем конденсаторами (C1, C2).
Забегая вперёд скажу о назначении интегрирующих RC цепочек на входах одновибраторов. При отлаживании устройства в машине, выяснилась странная особенность работы выключателя поворотников: при переводе рычага из фиксированного положения в нейтральное (в момент перехода из фиксированного в нефиксированное положение), происходит кратковременное размыкание цепи, что равносильно выключению и повторному кратковременному включению поворотников. Естественно одновибратор воспринимает это как повторный запускающий импульс и начинает «продлевать» сигнал. Кроме того, при резком переводе рычага из фиксированного положения в нейтральное, рычаг «выстреливает» и успевает кратковременно замкнуть цепь противоположного направления, что также воспринимается одновибратором как запускающий импульс. Поэтому пришлось ввести некоторую задержку сигнала на элементах R1C3 и R2C4. Ёмкость этих конденсаторов можно поднять до 47 мкФ.
Подбираю остальные детали. Нашёлся и подходящий корпус – упаковка от магнитной головки кассетного магнитофона. Отпиливаю по размерам корпуса кусок макетной платы. Сажусь паять.
«Засада» ждала меня в виде отсутствующего дома подходящего миниатюрного 4-х контактного разъёма. Нашлось два 2-х контактных. Пришлось один покрасить в красный цвет перманентным маркером…
Из корпуса удаляются лишние перегородки, рёбра по краям оставлены для фиксации платы. В корпусе «проделаны» отверстия под разъёмы.
Устанавливаем плату. Как «родная».
Закрываем корпус, прихватив его на пару капель моментального клея.
Проверяем в работе. Измеряем потребляемый ток – 14 мА. Отлично, можно идти устанавливать в машину.
Разбираем торпеду: «отдираем» боковую панель. Откручиваем 2 винта и снимаем нижнюю панель. Вот и искомое реле «FLASHER».
Снимаем всю панель с реле, отсоединяем «FLASHER», и к его разъёму подключаем провода: «Масса» – чёрный. «+12 В зажигание» – зелёный с синей полосой (не спутайте с просто зелёным – это включение «аварийки»!). «Выключатель поворотов, левый» – синий с чёрной полосой. «Выключатель поворотов, правый» – красный с чёрной полосой. Для моего устройства, куда подключается левый куда правый, не важно.
Закрепляем на самоклеящуюся «липучку» прямо к корпусу реле.
Проверяем. Работает правильно (после добавления RC цепочек на входе :). Сбоев нет. Собираем торпеду в обратном порядке.
Сегодня поездил по городу. На ТТК при интенсивном движении на обгонах помогает, хотя и непривычно. Может бы я довольно резко перестраиваюсь в потоке, но мне почему-то двух морганий хватает… Появляется желание «выключить» рукой. Привыкнуть нужно.
Один из вариантов платы, доработанный мною:
Если у вас есть желание сделать режим «спасибо» – продление «аварийки» на 2 моргания – нужно добавить ещё один одновибратор: либо поставить вторую 555АГ3, и использовать в ней только один одновибратор, либо поставить 555АГ1, которая содержит только один одновибратор. Подключается он к зелёному (без полосы) проводу того же реле. Вот схема:
Можно сделать и автоматическое включение «аварийки» при движении задним ходом – один транзистор, 2 резистора. Тогда придётся в этот «девайс» завести ещё и сигнал от цепи фонарей заднего хода.
По прошестви месяца хочу поделиться впечатлениями. Первую неделю непривычно, даже раздражает, успокаивал себя тем, что любой момент могу отключить, отсоединив разъём.
За майские праздники проехал 750 км по подмосковным (и калужским) дорогам — так удобно! Если затягиваешь манёвр и чувствуешь, что в «три моргания» не завершишь — тыкаешь ещё раз и время продлевается ещё на «три моргания».
Теперь не представляю, как раньше жил без этого? А всего-то… одна микросхема!
Сообщества › Электронные Поделки › Блог › Ленивые поворотники на МК pic12f675 от seamen73 (окончание)
Это последняя запись на тему Ленивых поворотников на МК pic12f675.
Были предложения сделать, чтобы моргало не 3 раза а 5 и при движении задним ходом при указании поворота отрабатывался поворот а не аварийка а потом снова аварийка.
Во общем я заново переписал код и применил прерывание по INT по порту GP2. И на этом порту какраз висит реле поворотов. Я с этого порта только читаю импульсы и всё. Короче всё работает как надо как на передний ход как и на задний ход,
Смотрите видео
Выкладываю последнюю версию кода.
Комментарии 44
тож нравиццо!
а на андруино могете написать?
В принципе да. Только у меня нет ардуинки ни какой, чтоб проверить.
ну так она 78 рублей стоит на али — микро про
я думал купить но боюсь не осилю с программированием
если хочешь начать программировать сначала спроси себя знаешь ли ты математику. Попробуй во Flowcode for AVR а как программировать уже сюда flowcode.info/forum/
братишь — я в этой сфере самую малость педрю… но времени на исследования нет — нужет чел с опытом — чтоб сделал красиво
Пока ни чем помочь не смогу. А что собственно нужно сделать?
надо три аналоговых входа с разно уровневыми сигналами аналоговыми превратить в 6 силовых выходов на релюхах на 12В
чтоб было понятней — каждый раз когда я пишу нагрузка 1 или 2 — это нумерация для конкретного аналогового входа
поскольку входов — 3 — то и нагрузок (релюх выходных) — 3*2=6
Итак:
есть кнопки люка — 2 шт в потолке (но люка нет)
хочу их использовать
каждая кнопка как качель — имеет два нефиксируемых положения в каждую сторону (слабое нажатие и сильное нажатие)
то есть имеем 4 сигнала от одной кнопки — сигналы аналоговые — фиксированные напряжения от 1 до 5В — 4 таких уровня можно получить от одной кнопки на одном физическом выводе
задача в преобразовании этого аналогового входа в силовые выходы на включение 2-х разных нагрузок
алгоритм такой:
— при несильном нажатии в одну сторону кнопки — вкл нагрузки 1
— при несильном нажатии в другую сторону кнопки — выкл нагрузки 1
— при сильном нажатии в одну сторону — вкл нагрузки 2
— при сильном нажатии в другую сторону — выкл нагрузки 2
и еще есть третья кнопка — она имеет три фиксированных положения — тоже аналоговый сигнал с разными уровнями — только уровней — 3 — все на одном физическом проводе
алгоритм для нее такой:
1 положение — выкл нагрузки 1 и 2
2 положение — вкл нагрузки 1 выкл нагрузки 2
3 положение — вкл нагрузки 2 выкл нагрузки 1
Renault Laguna Чёрносинезелёная › Бортжурнал › (Обленился) или установка «ленивых поворотников»
Ввиду того, что большая часть недочётов которые присутствовали при покупке машины устранены, перешёл к списку апдейтов которые в плане и о которых писал сразу после покупки. Один из пунктов значился как: установка ленивых поворотников.
Если кто не в теме что это…
Все мы ездим по дорогам, пользуемся поворотниками, аварийкой. Но в некоторых случаях штатные повороты не совсем эффективны. Например при перестроении — для того что бы перестроиться необходимо посмотреть в зеркало заднего вида, затем, если вы ответственный водитель то включить до конца поворотник, а после перестроения выключить опять же вручную (потому как угол поворота руля недостаточен для отщёлкивания) — выключить. Либо же удерживать стрекозу поворотника во время всего манёвра в недожатом положении. безответственные водители эти пункты игнорят). Второй вариант если вас пропустил добрый дядя уважительно «моргнув» дальним вы как культурный водитель считаете своим долгом его отблагодарить «поморгав» аварийкой. Опять же для этого вам нужно нажать кнопку аварийки, отсчитать пару-тройку осветов, и вновь нажав кнопку — выключить аварийку… Ленивые поворотники именно для того что бы убрать пару пунктов при выполнении такого рода манипуляций. Теперь при перестроении достаточно легонько коснутся стрекозы (не до фиксации) всё остальное устройство сделает за вас. Точно так же и с аварийкой. Количество «морганий» настраиваемо. Здесь более подробно и там же можно разжиться этой вещицей)
Теперь от теории к практике.
Товар приходит к потребителю в таком виде.
Устройство достаточно миниатюрное. Сделано добротно, по заводскому. Особенно порадовал знак качества) Что удивило так то что за устройсво готовы нести ответственность и обещают гарантию на целых 2 года.
В общем честно говоря не ожидал, всё как с магазина с полноценной инструкцией итд итп. Не хватает лишь штампа отк и отметки продавца о дате продажи для гарантии если уж быть до конца перфекционистом)))
На праздник будучи с семьёй в гостях я был водителем, и без спиртного быстро потеряв интерес к шумному столу, решил поковыряться в машинке.
Установка: Постараюсь быть немногословным всё очень просто даже для человека несведующего в электрике.
Нам необходимо раскрутить кожух руля звёздочкой Т20.
Провода на поворотники берём с разьёма который подключается к левой стрекозе
(оранжевый и зелёный). Снимаем изоляцию, подключаемся, изолируем, собираем кожух на место.
Протягиваем эти провода к прикуривателю где у на будет находится устройство. Подключаем их к жёлтым проводам (левый, правый значения не имеет). Питание на плату брал от прикуривателя красный чёрный там и там соответственно. Белый провод с разьёма на аварийку на розовый к плате. Задний ход не использовал (подразумевает включение аварийки при движении задним ходом). Посадил провода на скотчлуки.
Собираем всё на место, настраиваем нужную нам длинну морганий ( что и как — всё это расписано в инструкции, у меня по умолчанию было три с половиной раза)). Всё! Собираем и пользуемся. В этот же день я почувствовал насколько это удобно! Всем советую. Видео работы устройства прилагается.
А тут просто фото. Друг имеющий доступ к водорезке подогнал очередной ништячёк)