Как сделать летающий автомобиль
«Сделать летающую машину — не самое сложное». Илон Маск — о будущем
Главный электрокар планеты, самый угловатый пикап мира, тоннели против пробок и даже собственная космическая программа — прямо на наших глазах Илон Маск вписывает свое имя в историю очень жирными буквами, успевая между делом обмениваться колкостями с главой Роскосмоса Дмитрием Рогозиным. Мы собрали самые яркие цитаты человека, который полон решимости изменить мир.
30 мая в Космическом центре имени Кеннеди компания SpaceX совершила первый в истории запуск частного космического корабля с экипажем на борту. Во время пресс-конференции Маск не забыл уколоть Дмитрия Рогозина, который раньше рекомендовал SpaceX использовать для запусков батут.
«Батут работает! Это внутренняя шутка».
Сам Дмитрий Рогозин после этого заявления поздравил SpaceX и Маска, а также предложил продолжить сотрудничество с США в космической сфере. Глава SpaceX ответил в своем Twitter по-русски:
«Спасибо, сэр, ха-ха. Мы рассчитываем на взаимовыгодное и процветающее долгосрочное сотрудничество».
Маск давно витает в облаках и стремится в космос, но на Земле его машины пока ездят по твердой поверхности. Отвечая на вопрос The Independent о том, когда автомобили начнут летать, Макс просил не торопиться:
«Мы, конечно, можем сделать летающую машину — это не самое сложное. Гораздо сложнее сделать летающий автомобиль бесшумным и безопасным».
Маска за его смелость и склонность к нестандартным решениям часто сравнивают с Генри Фордом, который первым в истории сделал автомобили массовыми. Сам Маск тоже любит ссылаться на Форда, особенно когда речь заходит о рисковых проектах.
«Когда Генри Форд сделал дешевые, надежные машины, люди сказали: «Да ну, чем плоха лошадь?» Это был огромный риск, на который он пошел, и это сработало».
Илон Маск всерьез озабочен вопросами экологии, и это одна из причин, по которым он начал заниматься электрокарами. Углекислый газ он считает одной из главных опасностей человечества:
«Прямо сейчас мы проводим самый опасный эксперимент в истории, суть которого в том, чтобы узнать, сколько углекислого газа сможет выдержать атмосфера, прежде чем произойдет экологическая катастрофа».
Помимо перехода на электрокары, Маск хочет вообще отказаться от использования углеводородов в пользу солнечной энергии. В интервью Business Insider он объяснял, что для этого даже не нужны огромные поля солнечных батарей.
«Представьте, что единственный источник энергии, который есть в нашем распоряжении, — это Солнце. Мизерный процент площади Испании может питать энергией всю Европу».
Маск действительно много думает о перспективах человечества, которое планомерно уничтожает свою планету. И он твердо уверен в том, что готовить запасной вариант людям нужно уже сейчас.
«Если мы попадем в космос и поймем, как же устроена наша Вселенная, человечество, возможно, когда-нибудь покинет Землю».
Илон Маск планирует колонизировать Марс, потому что считает его самым подходящим местом для жизни людей вне Земли. У него есть целая теория о высвобождении парниковых газов и создании атмосферы на Красной планете.
«Лучшее, что мы могли бы сделать, — создать вторую самодостаточную цивилизацию за пределами Земли. Единственное место, где это действительно осуществимо, — Марс».
Еще одна болевая точка Илона Маска — перспективы искусственного интеллекта, который может выйти из-под контроля. В 2015 году Маск основал некоммерческую организацию OpenAI, которая работает над безопасностью таких систем.
«Создание искусственного интеллекта опасно не столько для индивида, сколько для цивилизации в целом. Вот почему прежде всего нужны исследования в области безопасности».
Главной опасностью цифрового разума Маск считает его бессмертность. Если искусственный интеллект захватит власть, то это, по мнению Маска, будет означать конец человеческой цивилизации:
«Всех, даже самых злобных и отвратительных диктаторов, объединяло одно — они были смертными. Однако искусственный интеллект сможет существовать вечно. От такого зла людям некуда будет спрятаться».
Маск действительно боится восстания машин и в качестве выхода видит процесс сращения искусственного интеллекта с человеческим, то есть предлагает встраивать в мозг человека электронные компоненты.
«Мы ведь и так уже практически киборги. Телефон, компьютер — это ваше продолжение. Но ваше взаимодействие происходит с помощью движения пальцев или речи, а это очень медленно. Управляемый мозгом интерфейс появится, думаю, через четыре-пять лет».
Отвечая на вопросы о дороговизне новых технологий, Маск всегда предлагает оглянуться на то, что происходило при появлении инноваций, которые сегодня являются привычными для всего человечества.
«Если вы вспомните зарождение мобильных телефонов или любой другой технологии, то это всегда дорого».
Возможно, Маску нравится, когда его сравнивают с волшебником, но сам он постоянно ссылается на науку. Никакой магии не существует, есть только физика, утверждает Маск.
«То, что сегодня мы считаем само собой разумеющимся, когда-то походило на волшебство: способность разговаривать на больших расстояниях, передавать изображения, летать и получать огромные объемы данных».
А еще Маск очень любит делать интуитивно понятные вещи. В его идеальном мире все работает из коробки и не требует никаких пояснений для пользователя.
«Любой аппарат, требующий инструкции для работы, неисправен».
Неигрушечная машинка: как за месяц собрать летающий автомобиль
Ездит, плавает, летает, да еще и не имеет аналогов в мире. Всего за месяц профессиональный авиаконструктор Александр Бегак собрал летающий автомобиль. Все началось со спора в социальных сетях. Александр заявил, что построит автосамолет-амфибию всего за 30 дней и совершит на нем тестовую экспедицию с юга России до Москвы. Одним из условий пари стало то, что после демонстрации изобретения на всю страну президент, возможно, захочет пригласить новатора на чашечку чая.
Фото предоставлено Александром Бегаком
«Как бы странно это ни звучало, такие вещи нужно делать. Немного сумасшедшие, да! Но они дают возможность увидеть нашей молодежи, что они не только могут создавать виртуальный мир в компьютере. А из виртуального мира создавать реальный мир, который, нужен и будет полезен в дальнейшем», – рассказал Александр Бегак.
Всего 30 дней на сборку, из них две недели – у чертежной доски. Не успеть было нельзя, говорит Бегак. Хотел доказать, что невозможное возможно. Все происходило открыто: в социальных сетях новатор делал ежедневные обзоры о том, как продвигается работа над чудо-машиной. Ради воплощения задуманного Александр хотел сначала взять отпуск. Но руководство завода, где он работал, потребовало написать заявление об увольнении, «по собственному желанию».
Фото предоставлено Александром Бегаком
Зато смелую идею Александра поддержали десятки тысяч пользователей интернета. Энтузиасты спешили в Ставропольский край со всей страны, чтобы помочь ему собрать бегалет-амфибию в срок.
«Аппарат уникальный. Ездит, летает. Интересно рассказать не только в России, но и показать его во всем мире, ведь именно в России создаются такие уникальные аппараты», – считает другой волонтер Петр Ангелов.
Фото предоставлено Александром Бегаком
Всего четыре часа в сутки на сон. Все остальное время Александр Бегак и его единомышленники проводили за работой. Творческая лаборатория Александра напичкана необычной техникой собственного изобретения. Паралеты, бегалеты, беспилотники, вездеходы.
«Я без этого не могу. Я с детства придумываю и создаю что-то новое», – говорит авиаконструктор.
В шесть лет Александр сконструировал ракету и попытался стартовать на ней в космос из комнаты. Она взорвалась и разбила все аквариумы. Тогда бабушка помогла замести следы. Но Александр не успокоился. В 13 лет собрал в подвале самолет: кресло от трамвая, мотор от мотоцикла, колеса от велосипеда. Винт выстругал собственноручно. Испытывал на кукурузном поле.
Фото предоставлено Александром Бегаком
«Завел, начал разгоняться. И на взлете он у меня рассыпался. Я на пятой точке в кукурузе. Вот так в 13 лет я понял, что надо учиться строить самолеты профессионально», – вспоминает Бегак.
Машину будущего собирали в ангаре. Он стал для авиаконструктора домом. Ради воплощения мечты пришлось продать квартиру. В беголете все было просчитано до мельчайших деталей. Он должен быть полностью безопасным и экологичным. Например, поплавки машины будущего делал из пенопласта.
Если в воздухе произойдет ЧП, на куполе летающего авто автоматически сработает парашют. Не пострадают ни машина, ни пилот, уверен создатель.
Новое детище уже готово к применению. На строительство бегалета «HYPE» потребовалось, как и обещал новатор, всего 30 дней. Машина действительно может плавать, ездить по бездорожью и трассам общего назначения, то есть летать! Александр испытывает его сам.
Как рассказал авиаконструктор, аппарат могут применять любители активного отдыха, а также министерство обороны при спасательных работах и мониторинге местности. Транспорт экологичный, дальность передвижения на электротяге при полном заряде аккумулятора 300 километров, сверхлегкий. Весит всего 114 килограммов. Дистанция взлета и посадки всего 50 метров.
Фото предоставлено Александром Бегаком
Авиаконструктор не сомневается, что этот проект будет иметь успех в России, ведь за плечами новатора уже три мировых рекорда, в том числе беспосадочный перелет из Москвы до Санкт-Петербурга на летательном аппарате собственной конструкции.
Создание машины или катера в компаниях-разработчиках может занимать несколько лет. Как правило, только расчетная часть занимает от 8 до 16 месяцев, а создание первого прототипа не менее года. Прототип летающего автомобиля нидерландской компании обошелся примерно в 10 миллионов долларов. Над ним трудились более 20 специалистов из разных областей и конструкторских бюро. Создание машины-вертолета китайской компании обошлось в сумму выше 20 миллионов долларов. Им понадобилось три года разработок.
Как сделать летающий автомобиль
Мысль о том, что можно избавиться от дорожных заторов, просто взлетев ввысь, выглядит заманчиво. Именно поэтому с каждым годом появляется всё больше концептов летающих авто. И сегодня мы рассмотрим самые интересные идеи и поговорим о том, есть ли шансы на их реализацию.
Идея совместить летательный аппарат и автомобиль появилась намного раньше, чем можно было подумать. Первую в истории попытку создать «крылатое» авто предпринял американец Глен Кертис в 1916 году. Своё детище конструктор назвал Curtiss Autoplane. Причудливый аппарат имел сразу три крыла и отдалённо напоминал использующиеся в Первой мировой войне трипланы. «Автоплан» мог ездить, но вот достичь неба ему было не суждено: максимум, на что он оказался способен – короткие прыжки. Идея летающих автомобилей вскоре овладела сильными мира сего. Так, американский промышленник Генри Форд в 20-е годы выделил деньги на проект Flying Flivver, в рамках которого хотели создать «маленький дешёвый летающий автомобиль». Его история, увы, оказалась печальна: первое же испытание закончилось катастрофой. Пилот погиб.
Это не отпугнуло изобретателей, и со временем появилось множество других моделей летающих автомобилей. Первой по-настоящему успешной стал Arrowbile, разработанный конструктором Уалдо Уотерменом. Свой первый полёт аппарат совершил в 1937 году. Трехколёсный «Стрелобиль» был рассчитан на двух человек. На земле он мог разгоняться до 110 км/час, а в воздухе – до 200 км/час. Во время езды по дороге огромные крылья демонтировались: без них Arrowbile регистрировался как мотоцикл. Несмотря на достоинства «Стрелобиля», всего было построено пять таких машин, после чего проект закрыли, а изобретатель остался не у дел. Похожим образом сложилась судьба его последователей: их творения могли и ездить, и летать, но вот серийно они не выпускались.
В XXI веке у изобретателей появились возможности, которые и не снились конструкторам минувших лет. Отчасти именно поэтому за последние годы появились весьма перспективные модели летающих авто. Наибольшее внимание публики среди всех них привлекает AeroMobil – творение словацкого конструктора Штефана Кляйна. Это неудивительно, ведь одноимённая компания решила выпустить «крылатую» машину на рынок уже в 2017 году. Авто имеет завораживающий футуристичный внешний вид, хотя его главная особенность кроется, конечно, не в дизайне, а в возможностях.
«AeroMobil может разгоняться на шоссе до 160 км/ч, а в небе – до 200 км/ч. В качестве топлива используется обычный автомобильный бензин: на трассе AeroMobil 3.0 тратит 8 л/100 км, а в небе – 15 литров. Запас хода по шоссе равен 875 км, а в «самолётном» режиме аппарат может преодолеть до 700 км»
В воздухе машина двигается за счёт винта, который установлен в задней части. AeroMobil имеет автопилот, кроме этого его снабдили специальной парашютной системой для спасения в аварийном случае. Чтобы было удобно двигаться по шоссе, крылья у авто складываются. Взлетать с обычной дороги, конечно, никто не будет. Чтобы совершить полёт, необходимо добраться до взлётно-посадочной полосы и, конечно же, иметь лицензию на право летать, говоря проще, вы должны быть лётчиком.
AeroMobil – далеко не единственный летающий автомобиль, который мы уже можем видеть. Американская компания Terrafugia еще в 2009 году подняла в небо свой самолёто-мобиль Terrafugia Transition. Оригинального вида авто получило складные крылья, позволяющие поставить его в обычный гараж. Transition может свободно передвигаться в воздухе и на земле. На шоссе машина способна развивать 105 км/ч, в небе – 185 км/ч. Для взлёта Terrafugia нужна полоса длиной более 500 метров. Разработчики постоянно дорабатывали своё детище, и на сегодня создано несколько версий Terrafugia Transition. Купить такой автомобиль можно будет «всего» за 279 тысяч долларов.
Мы рассмотрели некоторые модели современных летающих авто. Как, наверное, ты уже заметил, их объединяет одна особенность – таким машинам нужна взлётная полоса (ну или хотя бы ровный участок дороги). Конечно, это резко ограничивает спектр их применения. Поэтому сейчас уже упомянутая компания Terrafugia работает над своей новой моделью TF-X. Это нечто среднее между авто и конвертопланом. В отличие от многих других моделей летающих автомобилей, TF-X будут не нужны аэродромы: взлетать и садиться машина сможет вертикально на площадку диаметром 30 м. Четырёхместный автомобиль получил складывающиеся крылья, на каждом их которых установлен электромотор, приводящий в движение пропеллеры. Машина также имеет двигатель внутреннего сгорания мощностью 300 л. с.
При всей футуристичности проекта назвать TF-X простым «полётом фантазии» тоже нельзя: очевидно его создатели твёрдо намерены довести начатое до конца. А ещё недавно разработчик и основатель Google Ларри Пейдж вложил в создание этого автомобиля 100 млн долларов. Так что у проекта имеются все шансы на развитие.
Ещё один любопытный концепт универсального летающего авто представил американский стартап Krossblade. Его модель SkyCruiser являет собой удивительную смесь квадрокоптера, самолёта и автомобиля. Помимо складных крыльев машина получила четыре выдвижные опоры, где размещены модули с несущими винтами (каждый из них раскручивает 80-сильный электрический мотор). Эти винты ответственны за взлёт и посадку, а вот горизонтальный полёт обеспечивают два пропеллера в хвостовой части авто.
У SkyCruiser есть один недостаток – его размеры. Длина летающего авто составляет нескромные 8,4 метров, а ширина с распущенными крыльями равна 9,5 м. Так что припарковаться на таком авто будет непросто. Но всё это с лихвой перекрывают возможности SkyCruiser. Разработчики заявляют, что он сможет летать с крейсерской скоростью 500 км/ч. Это намного выше скоростей современных летающих автомобилей.
Есть среди концептов летающих авто и совсем уж невероятные творения. Здесь можно вспомнить концепт Honda Fuzo, обладающий не только высокими характеристиками (скорость около 350 миль в час), но и компактностью, а также умопомрачительным дизайном. Колёса автомобиля в полёте задвигаются в корпус и выполняют роль турбин. Круглый руль дизайнер посчитал пережитком прошлого – вместо него машина получила джойстик. Вся верхняя часть автомобиля прозрачна: видимо, это нужно для того, чтобы насладиться в полёте прекрасными видами.
Но подумаем, смогут ли летающие автомобили заменить обычные авто. Ну или хотя бы составить им достойную конкуренцию. При всех кажущихся достоинствах летающих машин, можно сказать с уверенностью – нет. Конечно, через сто или двести лет может произойти что угодно. Но в обозримом будущем повсеместного распространения «крылатых» автомобилей точно не предвидится. Почему? Тут есть несколько причин.
Цена. При покупке автомобиля часто во главу угла ставят именно его стоимость. И в плане цены у летающего авто точно не будет конкурентных преимуществ: даже по самым скромным подсчётам он обойдётся не меньше чем в 200 тысяч долларов. А это означает, что купить такую машину смогут единицы.
Экология. При взлёте «крылатое» авто тратит неимоверное количество топлива. Так что экологичным его уж точно не назовёшь.В наше время, когда автостроители стараются создавать транспортные средства как можно более экологичными, идея «прожорливого» летающего авто выглядит как полный абсурд. Такие машины смогут получить широкое распространение лишь тогда, когда летательные аппараты перейдут на иное топливо, не наносящее вреда окружающей среде.
Безопасность. Автомобиль никогда не считался безопасным видом транспорта. И если ему «приделать крылья», угроза для жизни водителя только увеличится. Чтобы свести к минимуму такие риски, водителей нужно будет учить управлению летающего авто в течении многих лет. С другой стороны, вскоре могут появиться беспилотные технологии, которые позволят летать безопасно.
Инфраструктура. Чтобы начать повсеместно использовать летающие автомобили, нужно будет полностью перестроить инфраструктуру городов. На крышах домом, как минимум, должны будут появиться взлётно-посадочные площадки, на которых смогут разместиться «крылатые» авто. А ещё нужны будут новые службы и ведомства, отвечающие за разработку маршрутов и соблюдение правил полётов.
В целом, летающий автомобиль – это не столько авто, которое может летать, а больше самолёт, который может ездить по дорогам общего пользования. Вот только нужен ли кому-то такой самолёт?