каковы отношения между людьми в этом доме
Каковы отношения между людьми в этом доме
1. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаем о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении первого действия?
Сцена с портным Тришкой показывает, какие порядки установлены в доме помещиков Простаковых. Читатель с первых строк видит, что Простакова – злая, невежественная женщина, которая никого не любит и не уважает, ни с чьим мнением не считается. К простым крестьянам, своим крепостным, она относится, как к скоту. У нее одна мера воздействия на окружающих – оскорбления, рукоприкладство. Причем, так же она ведет себя и со своими близкими, кроме сына Мирофана. Сына Простакова обожает. Для него она готова на все. Из первого действия становится ясным, что в доме у Простаковых всем руководит сама хозяйка. Все ее боятся и никогда ей не противоречат.
3. В афише с перечислением действующих лиц указано: Простакова, жена его (господина Простакова). Между тем в комедии ее персонажи характеризуют себя иначе: «Это я, сестрин брат», «Я женин муж», «А я матушкин сын». Как вы это объясняете? Как вы думаете, почему полным хозяином поместья у Фонвизина оказывается не помещик, а помещица? Связано ли это со временем, когда создана комедия «Недоросль»?
Так как Простакова является главной в доме, то все признают себя подчиненными ей. Ведь от ее решения зависит абсолютно все: судьба крепостных, сына, мужа, брата, Софьи и т.д. Я думаю, что Фонвизин неспроста сделал хозяйкой поместья именно помещицу. Это напрямую связано со временем создания комедии. Тогда в России правила Екатерина Великая. Комедия «Недоросль», по моему мнению, является прямым обращением к ней. Фонвизин верил, что навести порядок в стране, привлечь к ответственности невежественных помещиков, нечестных чиновников можно властью императрицы. Об этом рассуждает Стародум. Об этом свидетельствует то, что власти Простакова лишена по приказу вышестоящих органов.
4. Проследите, как развивается конфликт между положительными и отрицательными персонажами комедии. Как в этом конфликте раскрывается идея комедии («Угнетать рабством себе подобных – беззаконно»)
Кульминации конфликт между положительными и отрицательными персонажами достигает в сцене воровства Софьи. Развязкой конфликта является приказ, полученный Правдиным. На основании этого приказа госпожа Простакова лишается права управлять своим поместьем, потому что безнаказанность сделали из нее деспота, который способен принести огромный вред обществу, вырастив себе подобного сына. И лишается она своей власти именно за то, что жестоко обращалась с крепостными крестьянами.
5. Кто из действующих лиц комедии, по вашему мнению, больше других удался Фонвизину? Почему?
По моему мнению, наиболее удались Д.И. Фонвизину отрицательные персонажи, особенно, госпожа Простакова. Ее образ обрисован настолько четко, ярко, что невозможно не восхищаться мастерством автора комедии. А вот положительные образы не так выразительны. Они больше являются выразителями мыслей Фонвизина.
6. Каковы трудности при чтении этой старой комедии? Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?
Язык комедии не совсем понятен современному читателю. Сложно понять некоторые рассуждения Стародума и Правдина, так как они напрямую связаны со временем создания произведения, теми проблемами, которые существовали в обществе во времена Фонвизина. Актуальна же комедия проблемами образования и воспитания, которые Фонвизин поднимает в комедии. И сегодня можно встретить Митрофанушек, которые «не хотят учиться, а хотят жениться», и жениться выгодно, которые ищут выгоду абсолютно во всем и добиваются своего любой ценой; господ Простаковых, для которых деньги – самое важное в жизни, и они готовы на все, ради наживы.
Комедия «Недоросль»: каковы отношения между людьми в доме Простаковых?
Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»:
Каковы отношения между людьми в доме Простаковых? Почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?
В доме Простаковой живут чужие друг другу люди. Нет ничего похожего на крепкую, любящую семью.
Отношения между мужем и женой противоположны не только традиционным представлениям, но вообще всему тому, на чем должна строиться семья.
Госпожа Простакова далеко не хранительница очага, излучающая любовь и тепло. Она властолюбива, груба, лицемерна, не знает меры в своей жестокости к крепостным.
Простаков тоже не имеет ничего общего с образом мужа как главы семейства, выживает в этом доме благодаря своей роли подкаблучника. Он апатичен, мягкотел, недалёк, полностью подчинен жене.
Можно с высокой вероятностью предположить, что вырастет из Митрофанушки в такой семье: бездушный, безвольный трутень, которому неведомы ни честь, ни сострадание, ни трудолюбие.
Отношения в доме Простаковых самые враждебные. Не зря автор пьесы «Недоросль» дал этому семейству такую фамилию. Муж госпожи Простаковой был тихим и во всем послушным человеком, который впал в полную зависимость от своей бойкой и даже жестокой супруги, в девичестве Скотининой. Он во всем соглашается с супругой, не смеет сказать слова поперек, и при этом даже сны воспринимает как вещие указания на то, что быть ему битым супругой.
Госпожа Простакова же держит в страхе весь дом. Она издевается над слугами, она требует от них невозможного. Не зря пьеса начинается с описания кафтана, который сшил Тришка, совсем даже не портной. Однако Простакова находит такое оправдание «скотским» и награждает Тришку многими бранными словами:
Ну а лучше всего можно описать взаимоотношения между людьми в доме Простаковых словами Правдина:
Сцена с портным Тришкой показывает отношение Простаковой к зависимым от неё людям. Она их ругает и бьёт. Для неё это норма. А люди ей подчиняются и терпят всё это. Ещё показано и отношение между супругами Простаковыми. Сам Простаков боится жену и готов согласиться со всем, что она говорит. У него нет мнения, лишь страх, что жена заругает и побьёт. Так что о равноправии в этой семье говорить не приходится. Всё держится на страхе. Тем более нет любви, дружбы и уважения. Только желание унизить, показать своё место человеку и обругать его. Полновластная хозяйка Простакова и не мыслит о том, что отношения могут быть другими. Даже своего брата она готова побить. Люди должны исполнять все её вздорные, глупые приказы, а за невыполнение побои. Дальнейшее развитие событий дополняет картину. Когда Еремеевна рассказывает о болезни девки, не пришедшей на зов хозяйки, та только ругается и нет даже капли жалости.
Именно первая сцена сразу даёт понятие о самой хозяйке, её отношении к окружающим, показывает их к ней отношение и сразу вводит в мир Скотининых (ведь это девичья фамилия Простаковой). Они так и не решили узок кафтан или широк, но в любом случае Тришка виноват и будет наказан.
В доме Простаковых отсутствует даже малейшее уважение. Мы видим, как госпожа Простакова обращается со своим мужем. А он её боится и трепещет перед каждым её словом, боится лишний раз не угодить. Своего сына Простакова любит, но это слепая и неразумная любовь. Ничего ей не нужно, лишь бы физиологические потребности сына были удовлетворены. И учение ему не удаётся, но она всё равно не нарадуется на своего драгоценного сына. Она готова на что угодно пойти ради него.
Если на плодотворнейший в истории русской литературы XIX школьной программой отводится почти два года, то XVIII был временем её младенчества как литературы светской и европейской. Читать её сложно, часто затруднительно из-за устаревшего языка, а понять проблемы, волновавшие авторов, и того сложнее.
Однако и тогда уже были талантливые литераторы, писавшие языком невычурным, хоть и богатым, и рассматривавшие проблемы общечеловеческие, не зависящие от эпохи. К их числу относится пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль». В современной школе её изучают в 8 классе. И хоть идеи просвещённой монархии остались позади, в далёком прошлом, вопрос о том, насколько человек хочет развиваться, остаётся всегда актуальным.
Сначала вспомним, что такое фразеологизмы:
В широком смысле понятия «фразеологизмы» (по классификации Н. М. Шанского) к таковым относятся и пословицы, и поговорки.
В комедии «Недоросль» почти все действующие лица употребляют в своей речи фразеологизмы.
«По добру, по здорову» (действие 5, явл. 4)
«Делай не делай, от дела не бегай» (действие 3, явление 6)
«Собака лает, ветер носит» (действие 3, явл. 7)
Введение в речь действующих лиц фразеологизмов делает её выразительнее, ярче, позволяет индивидуализировать героев, помогает сделать их портреты наиболее ёмкими.
Денис Иванович Фонвизин, автор великолепной комедии «Недоросль». Первая постановка состоялась в 1782 году. И вызвала бурю эмоций у зрителей. Публика аплодировала стоя.
В таблице персонажи разделены, для удобства восприятия, на положительных и отрицательных персонажей.
Митрофан
Персонажи положительные:
Потрясающая женщина- госпожа Простакова! О ней нельзя сказать ни одного доброго слова. В её характере, в сложившейся натуре, даже если постараться поискать что-либо светлое и доброе, будет выглядеть как неблагодарная трата времени- нет там человечности.
Для простых людей, которые прислуживают ей, вообще не существует имён, только:
Обобрав своих крестьян и не утолив своей безмерной жадности, сильно расстраивается:
Для мужа тоже есть свои прозвания:
Постоянно унижаемый при всех женой, он старается жить невидимкой, чтобы его не видели и не слышали. Но при всём при этом, госпожа Простакова забрав всю власть в свои руки и правя в своей усадьбе жестоко, своевольно не упускает возможности пожаловаться на свою тяжёлую жизнь:
Тупая, глупая, совершенно не образованная женщина, своё скудоумие преподносит как достоинство:
Но немного понимая, что наступают другие времена, пытается обучить своего Митрофанушку. Скотиниская выучка не даёт плодов на этом чахлом поле без разума, недоросль так же глуп и бездарен как и его мать, ведь не даром, она хвалится, что сыночек весь в неё.
Госпожа Простакова весьма несдержанная и злобная особа и признаёт лишь один способ выяснения отношений- драку!
Так она выговаривает старой нянюшке, не защитившей «мальчика»от нападок Скотинина.
Сама рвётся в бой при случае:
Пытается хитрить, примеривая на себя добродетельный образ:
Самодурка, имеющая власть, считает, что всё должно происходить именно так, как она задумала, чужие желания и чувства для неё не имеют никакого значения. Заранее зная, что Софья не согласна выходит замуж за дурочка Митрофанушку, тем не менее:
Хорошо, что нашлись люди, которые смогли урезонить и приструнить этот злобный фонтан нечисти.
Существует легенда, что прототипом образа Митрофанушки, одного из главных персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», был молодой Алексей Николаевич Оленин, впоследствии
А. Г. ВАРНЕК. ПОРТРЕТ А. Н. ОЛЕНИНА
Якобы до 18 лет этот человек был полным невежей, тратил время зря, совершенно не желая учиться.
Людская фантазия разыгралась настолько, что была придумана целая история об исправлении лентяя и неуча и превращении его в образованнейшую личность своего времени. Говорили, что прототип Митрофана, человек, принадлежащий к старинному дворянскому роду (его мать – из рода князей Волконских), рос как бурьян в степи, во вседозволенности, – был предоставлен самому себе, так как его отец, полковник лейб-гвардии в отставке, воспитанием отпрыска не занимался.
Молва приписывает современникам Фонвизина свидетельства о том, что А. Оленин, узнав себя в Митрофанушке и посмотрев на себя, благодаря комедии, со стороны, был сильно потрясен и устыдился своего невежества и безделья, в результате чего получил стимул для собственного образования и воспитания.
Легенда, как известно, произведение, созданное народной фантазией, в котором правда сочетается с вымыслом, причём зачастую это сочетание таково, что трудно становится отличить, особенно сквозь годы, что было на самом деле, а что придумано.
Попробуем разобраться в том, что было, а чего не было.
Нет никаких достоверных сведений о том, когда именно и при каких обстоятельствах Алексей Николаевич познакомился с комедией Фонвизина, а предположить, что он о ней ничего не знал, тоже сложно, так как Оленин был человеком начитанным, знал литературу, сам занимался научной и литературной деятельностью.
Следовательно, образ Митрофанушки, Митрофана Терентьевича Простакова, следует, на мой взгляд, считать собирательным образом, так как людей, проявлявших особые успехи в учёбе, воспитанных и тактичных, как А. Н. Оленин, было, конечно много, но всё же гораздо больше было (и сейчас есть) тех, кто предпочитает бесцельное времяпрепровождение, крайне ленив в учёбе, груб, жесток, изворотлив, как Митрофан.
О. А. КИПРЕНСКИЙ. ПОРТРЕТ ПЕТРА АЛЕКСЕЕВИЧА ОЛЕНИНА. Это второй сын Алексея Николаевича (у него было 3 сына и 2 дочери). Как это ни странно, но многие учителя демонстрируют на уроках именно этот портрет, говоря о прототипе Митрофана.
Ответ оставил Гуру
Вариант 1
Отлично видны характеры почти всех персонажей в явлении VIII четвертого
действия — там, где Стародум устраивает так называемый «экзамен»
Митрофану. Герои делятся на два лагеря: действительно умные люди,
представители истинного просвещения (Стародум, Правдин, к ним примыкают
Милон и Софья) и глупые, невежественные люди (Митрофан, Г-жа Простакова,
Простаков, Скотинин). Главными средствами характеристики героев
являются ирония, сатира и сарказм (юмор в меньшей степени): через эти
приемы мы видим характеры и тех, кто смеется (в особенности Стародум и
Правдин), и тех, над кем смеются (Простаков, Простакова, Митрофан,
Скотинин). Например:
«Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.
Митрофан. И ведомо».
«Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен».
Вариант 2
Но не только просвещенные смеются над глупыми, семья Простаковых-Скотининых и сама ставит себя в глупые положения:
«Г-жа Простакова.… даровал нам Господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. »
«Милон. Я думаю, не меньше и в истории.
Г-жа Простакова. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.
Скотинин. Митрофан по мне. Я сам без того глаз не сведу, чтоб выборный не рассказывал мне историй».
Вариант 3
1)Сцена с портным Тришкой отлично раскрывает отношения в доме Простаковых.
так как при нем (т.к. он дворовый человек) никто не стесняется показать
свою истинную натуру «во всей красе». Г-жа Простакова —
помещица-самодурка, готовая заставить шить кафтан хоть медведя («Так
разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан
хорошенько».). Здесь же мы видим и упоминания о главной теме комедии:
«Тришка. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет.
Г-жа Простакова. Ища он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился?»
Простаков — безвольный подкаблучник, у Скотинина «один обычай» со своей
сестрой, Митрофан — избалованный, ленивый, ничем не интересующийся
барчонок.
2) Отлично видны характеры почти всех персонажей в явлении VIIІ четвертого
действия — там, где Стародум устраивает так называемый «экзамен»
Митрофану. Герои делятся на два лагеря: действительно умные люди,
представители истинного просвещения (Стародум, Правдин. к ним примыкают
Милон и Софья) и глупые, невежественные люди (Митрофан. Г-жа Простакова.
Простаков, Скотинин). Главными средствами характеристики героев
являются ирония, сатира и сарказм (юмор в меньшей степени): через эти
приемы мы видим характеры и тех, кто смеется (в особенности Стародум и
Правдин), и тех. над кем смеются (Простаков. Простакова. Митрофан.
Скотинин). Например:
«Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное. потому что оно прилагается к глупому человеку.
Митрофан. И ведомо».
«Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен».
Но не только просвещенные смеются над глупыми, семья Простаковых-Скотининых и сама ставит себя в глупые положения:
«Г-жа Простакова.… даровал нам Господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. »
«Милон. Я думаю, не меньше и в истории.
Г-жа Простакова. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.
Скотинин. Митрофан по мне. Я сам без того глаз не сведу, чтоб выборный не рассказывал мне историй».
3) Все в доме боятся госпожу Простакову, стараются угодить ей во всем.
Иначе их ждет неминуемое наказание в виде побоев. Господин Простаков
никогда не перечит ей, боится высказать свое мнение, во всем полагаясь
на жену. Лишь Митрофан не боится мать. Он льстит ей, понимая, что в доме
главная она и от нее зависит его благополучие, вернее исполнение всех
его капризов. Всем людям в доме Простаковых присуще глубокое невежество.
Оно особенно ярко проявилось в сцене экзамена Митрофана (VIII явление
четвертого действия). При этом госпожа Простакова считает, что она сама и
ее сын очень умны, сумеют приспособиться в этой жизни. А грамотность им
ни к чему, главное — денег побольше. Она любуется на сына, довольна его
ответами. Я согласен с мнением, что в этой сцене столкнулись истинное
просвещение и воинствующее невежество. Ведь Простакова уверена, что
образование человеку ее круга совсем не нужно. Кучер довезет, куда
прикажут. В обществе особенно выделяться нечего и т. д. По мнению
Простаковой, так и должно быть в мире, а кто думает иначе, тот глупец,
не достойный ее внимания.
Для характеристики героев Фонвизин
использует сатиру. Он высмеивает невежество крепостников-помещиков,
показывает всю неприглядность крепостного права.
Ответ оставил Умник
Вариант 1
Отлично видны характеры почти всех персонажей в явлении VIII четвертого
действия — там, где Стародум устраивает так называемый «экзамен»
Митрофану. Герои делятся на два лагеря: действительно умные люди,
представители истинного просвещения (Стародум, Правдин, к ним примыкают
Милон и Софья) и глупые, невежественные люди (Митрофан, Г-жа Простакова,
Простаков, Скотинин). Главными средствами характеристики героев
являются ирония, сатира и сарказм (юмор в меньшей степени): через эти
приемы мы видим характеры и тех, кто смеется (в особенности Стародум и
Правдин), и тех, над кем смеются (Простаков, Простакова, Митрофан,
Скотинин). Например:
«Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.
Митрофан. И ведомо».
«Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен».
Вариант 2
Но не только просвещенные смеются над глупыми, семья Простаковых-Скотининых и сама ставит себя в глупые положения:
«Г-жа Простакова.… даровал нам Господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. »
«Милон. Я думаю, не меньше и в истории.
Г-жа Простакова. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.
Скотинин. Митрофан по мне. Я сам без того глаз не сведу, чтоб выборный не рассказывал мне историй».
Вариант 3
1)Сцена с портным Тришкой отлично раскрывает отношения в доме Простаковых.
так как при нем (т.к. он дворовый человек) никто не стесняется показать
свою истинную натуру «во всей красе». Г-жа Простакова —
помещица-самодурка, готовая заставить шить кафтан хоть медведя («Так
разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан
хорошенько».). Здесь же мы видим и упоминания о главной теме комедии:
«Тришка. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет.
Г-жа Простакова. Ища он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился?»
Простаков — безвольный подкаблучник, у Скотинина «один обычай» со своей
сестрой, Митрофан — избалованный, ленивый, ничем не интересующийся
барчонок.
2) Отлично видны характеры почти всех персонажей в явлении VIIІ четвертого
действия — там, где Стародум устраивает так называемый «экзамен»
Митрофану. Герои делятся на два лагеря: действительно умные люди,
представители истинного просвещения (Стародум, Правдин. к ним примыкают
Милон и Софья) и глупые, невежественные люди (Митрофан. Г-жа Простакова.
Простаков, Скотинин). Главными средствами характеристики героев
являются ирония, сатира и сарказм (юмор в меньшей степени): через эти
приемы мы видим характеры и тех, кто смеется (в особенности Стародум и
Правдин), и тех. над кем смеются (Простаков. Простакова. Митрофан.
Скотинин). Например:
«Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное. потому что оно прилагается к глупому человеку.
Митрофан. И ведомо».
«Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен».
Но не только просвещенные смеются над глупыми, семья Простаковых-Скотининых и сама ставит себя в глупые положения:
«Г-жа Простакова.… даровал нам Господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. »
«Милон. Я думаю, не меньше и в истории.
Г-жа Простакова. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.
Скотинин. Митрофан по мне. Я сам без того глаз не сведу, чтоб выборный не рассказывал мне историй».
3) Все в доме боятся госпожу Простакову, стараются угодить ей во всем.
Иначе их ждет неминуемое наказание в виде побоев. Господин Простаков
никогда не перечит ей, боится высказать свое мнение, во всем полагаясь
на жену. Лишь Митрофан не боится мать. Он льстит ей, понимая, что в доме
главная она и от нее зависит его благополучие, вернее исполнение всех
его капризов. Всем людям в доме Простаковых присуще глубокое невежество.
Оно особенно ярко проявилось в сцене экзамена Митрофана (VIII явление
четвертого действия). При этом госпожа Простакова считает, что она сама и
ее сын очень умны, сумеют приспособиться в этой жизни. А грамотность им
ни к чему, главное — денег побольше. Она любуется на сына, довольна его
ответами. Я согласен с мнением, что в этой сцене столкнулись истинное
просвещение и воинствующее невежество. Ведь Простакова уверена, что
образование человеку ее круга совсем не нужно. Кучер довезет, куда
прикажут. В обществе особенно выделяться нечего и т. д. По мнению
Простаковой, так и должно быть в мире, а кто думает иначе, тот глупец,
не достойный ее внимания.
Для характеристики героев Фонвизин
использует сатиру. Он высмеивает невежество крепостников-помещиков,
показывает всю неприглядность крепостного права.