задачи и содержание иноязычного учебного общения старшеклассников варьируются с учетом

«Особенности обучения английскому языку студентов СПО»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Особенности обучения английскому языку студентов СПО»

Особенности обучения английскому языку студентов СПО.

При изучении иностранного языка на старшей ступени, в центре внимания находится последовательное и систематическое развитие всех составляющих коммуникативной компетенции в процессе овладения различными стратегиями говорения, чтения, аудирования, письма.

Задачи и содержание иноязычного учебного общения старшеклассников варьируются с учетом профиля учебного заведения и расширяются за счет междисциплинарного подключения иностранного языка к изучению других предметов.

Обучение иностранному языку на третьей ступени направлено на: развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности студентов, позволяющей им быть равноправными партнерами межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах; обучение этике дискуссионного общения на иностранном языке при обсуждении культуры, стилей и образа жизни людей; развитие общеучебных умений собирать, систематизировать и обобщать профессиональную и иную информацию, представляющую интерес для студентов; ознакомление с технологиями самоконтроля и самооценки уровня владения языком; развитие умений представлять родную страну и культуру, образа жизни людей в процессе иноязычного культурного общения; использование иностранного языка в профессионально-ориентированном образовании.

Английский язык становится все более востребован в самых разнообразных направлениях человеческой деятельности. Это один из самых популярных языков мира. Во многих странах он принят в качестве второго государственного языка. Язык международной торговли, политики, Интернета, туризма. Для того, чтобы выучить этот полезный во всех отношениях язык, недостаточно одного лишь желания, а требуется определенная методика изучения английского языка, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей.

Так в практике обучения на старшей ступени образования могут применяться четыре основных метода обучения:

Репродуктивный метод обучения предусматривает усвоение знаний, сообщаемых студенту преподавателем, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях.

Проблемный метод предполагает максимальное содействие активизации познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.

Исследовательский метод обучения обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций:

3.Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4.Информационная компетенция. При помощи реальных объектов, (компьютер, принтер, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности студента с информацией, содержащейся в учебных предметах и профессиональных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Студент должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам студент. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения, и новых методик проверки эффективности обучения, учитывая психологические и возрастные особенности обучаемых.

Накапливается и осмысливается уже опыт решения не учебных, а жизненных задач. Основным результатом обучения будут не знания, умения и навыки, а осмысленный опыт деятельности.

При составлении плана урока необходимо продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и психологическое обоснование.

Стараться отказываться от таких не компетентностных форм и методов учебной работы, как монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос, информирующая беседа, самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным заданиям и др. на старшей ступени обучения это вряд ли применимо и монотонно для обучаемых.

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя три основных этапа:

1.Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:

2.Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования);

3.Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.

— Исследовательский метод и вид деятельности;

— Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;

— Многообразие подходов и точек зрения;

— Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;

— Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.

На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.

Так что же даёт компетентностный подход?

— Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями студентов, т.к. самостоятельность студентов с каждым годом возрастает,

— Подготовку к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем,

— Подготовку учащихся к успеху в жизни,

— Повышает степень мотивации учения,

— Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда студенты понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни и профессиональной деятельности.

Преподаватель должен уметь:

— Сам должен быть самостоятельным, инициативным, ответственным.

— Понимать, какие умения потребуются его студентам в жизни.

— Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, выбранной профессией и с интересами студентов, характерными для их возраста.

— Закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике.

— Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов.

— В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха».

— Оценивать продвижение класса в целом и отдельных студентов не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно и профессионально важных качеств.

— Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.

— Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

Преподаватель должен понимать:

— Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно,

Специфика старшей ступени заключается в том, что у студентов уже имеется значительный опыт в осуществлении речевой деятельности как на родном, так и на иностранном языках, – опыт, состоящий из сформированных в различной степени навыков и умений, знаний правил и социокультурных знаний о странах изучаемого языка, учебных умений.

Дальнейшее развитие личности студентов предполагает не просто количественное расширение и не столько линейное прибавление элементов к их личному опыту, а целенаправленное формирование целостной, гибкой системы, синтезирование всех её элементов путём их разнообразного комбинирования, обобщения, раскрытия закономерностей и взаимосвязей между ними. В результате достигается гармония между смысловыми, целевыми и исполнительскими компонентами действия, что обеспечивает определённую свободу обучаемого в выполнении деятельности.

Усвоение иностранного языка – это сложный процесс, заключающийся как в совершенствовании лингвистических способностей, усложнении речевых действий, так и в обогащении многих сторон личности.

В настоящее время в сфере преподавания иностранных языков происходят значительные изменения. Сейчас преподавание строится с учетом личных особенностей обучающихся: целей, мотивации, веры в себя и собственные силы, наличия сопротивления к обучению, развития способов мышления, имеющихся стратегий познания, познавательных предпочтений и накопленного опыта.

Актуальность социально-психологических факторов в процессе обучения иностранным языкам в группах студентов отмечается многими специалистами по современным методам преподавания. Коллективные виды учебной деятельности в обучении иностранным языкам занимают значительно большее место, чем в процессе преподавания других дисциплин.

Основной формой совместной деятельности студентов является учение.

На те, или иные изменения в личности студентов влияют обстоятельства, ситуации, возникающие в превалирующих видах совместной деятельности.

К одной из важных особенностей обучения иностранным языкам относится то обстоятельство, что овладение навыками устной речи требует наличие тех, кому адресовано сообщение. Это относится как к диалогической, так и к монологической речи, поскольку успешная реализация монологического сообщения требует обратной связи – реакции аудитории.

Таким образом, появление чувства уверенности в себе, умение адекватно реагировать на реакцию аудитории, уверенно корректировать свое высказывание происходит благодаря коллективу учебной группы и его влиянию на модель поведения студентов в процессе иноязычного общения. Это тесно связано с проблемой влияния коллектива на личность и личности на коллектив.

Важным фактором каждого коллектива является его состав. Однородность учебной группы, лидерство, наличие или отсутствие «иерархий» является значительным в определении основных тенденций развития данной группы. Особенно важно значение влияния группы на личность студента на начальных этапах обучения. Как воспринимает группа высказывание студента, как реагирует на его успехи и промахи, какой «ярлык» присвоит студенту – все это и многое другое формирует определенное мнение группы о студенте и влияет на самооценку студента. Успех в учебе выше у студентов тех групп, где состав неоднороден по школьной подготовке, особенно, где преобладают студенты с хорошей успеваемостью и активной внеучебной деятельностью.

К факторам, обусловливающим успех реализации иноязычного высказывания, применительно к процессу обучения иностранным языкам, следует отнести:

1. целевую направленность сообщения;

2. деловую направленность сообщения;

3. межличностную направленность сообщения;

4. элемент самоорганизации.

Огромную ценность в студенческих группах имеют взаимоотношения с товарищами, поэтому разумно это использовать в речевых учебных ситуациях.

Важным фактором влияния коллектива на личность является наличие лидерства и «иерархии» студентов. Нельзя забывать, что и сам лидер влияет на группу в целом. Во взаимодействии эти факторы определяют в целом готовность группы к восприятию поставленной учебной задачи и предопределяют успешность ее выполнения.

Не следует недооценивать и роль внеаудиторных мероприятий на иностранном языке – тематических конференций, олимпиад, творческих вечеров, конкурсов презентаций, которые позволяют студентам развивать умение коллективного общения в сочетании с совершенствованием навыков речевого этикета.

Следует помнить, что в обучении иностранному языку в условиях группового контакта возможно возникновение конфликтных ситуаций, вызванных столкновением интересов претендентов на учебное речевое лидерство, эмоциональной напряженностью в процессе обучения, неудовлетворительностью собственными результатами. В процессе общения преподаватель может оценить характер взаимоотношений в группе и использовать положительные тенденции, избегая нежелательных сложностей в работе.

Следует также остановиться на мотивации, как наиболее неоспоримом факторе успешности обучения в целом и изучения иностранных языков, в частности. Помимо известной внешней и внутренней мотивации, в психологии различают глобальную, ситуационную и инструментальную. Все они необходимы при изучении иностранного языка. В процессе обучения иностранному языку возникает ряд психологических барьеров в области мотивации: отсутствие веры в успех, наличие повышенной тревоги, напряженности перед выполнением непосильных задач, низкая самооценка способностей, неясность целей использования иностранного языка в будущей жизни.

Следовательно, первоочередной задачей преподавателя является повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка.

Не менее важное место в процессе обучения играет самооценка студента. Формирование высокого уровня коммуникативной компетенции будет положительно влиять на самооценку. Люди с высокой самооценкой и верой в свои силы быстрее и успешнее овладевают языком.

Итак, рассмотрев психологические аспекты реализации коммуникативной деятельности на иностранном языке, можно сделать вывод, что в распоряжении преподавателя имеются большие резервы для стимулирования интереса студентов к овладению иностранным языком и повышения качества обучения данному предмету с учетом психологических особенностей.

Следует отметить, что формирование учебной мотивации (например, к овладению английским языком) в настоящее время является одной из центральных проблем, почему вопросам стимулирования у студентов интереса к иностранным языкам и уделяется большое внимание. И все они, так или иначе, связаны с повышением мотивации к изучению иностранного языка, в основании чего лежат такие, например, группы факторов, как: организация учебного процесса, наличие у преподавателя педагогических и соответствующих языковых компетенций, требования и влияние социума и т.д.

Однако для поддержания мотивации как психологического компонента обучения иностранному языку крайне важен и такой фактор, как желание и возможность молодых людей добиться успеха, поскольку он в своей основе имеет очень сильный эмоциональный заряд, который часто закладывает прочную базу к положительному отношению к иностранному языку как учебной дисциплине.

А так как сам процесс овладения иностранным языком требует регулярных занятий этим предметом, то здесь и возникает проблема психологической активности, которую обычно рассматривают в следующих основных аспектах: личностный контекст изучения иностранного языка (наличие мотивации) и грамотная организация самого учебного процесса (актуализация умственной деятельности студентов).

Практика показывает, что удачная организация занятий по иностранному языку, использование ИКТ всегда способствуют формированию положительной мотивации к изучению языка. И в этом контексте эффективность занятий по иностранному языку во многом и определяется психологическим компонентом занятия, когда преподаватель умело организует продуктивное занятие со студентами, в ходе которого реализуется задача присвоения им иноязычного речевого опыта, иначе говоря, осуществляется цель «обучения профессионально ориентированной лексике». И для того, чтобы психологический компонент обучения иностранному языку в СПО был эффективно реализован на занятиях, преподавателю для формирования у студентов искреннего познавательного интереса следует использовать определенные приемы повышения мотивации к изучению языка. К ним, в частности, можно отнести приемы, предложенные исследователем О.С. Гребенюком, который классифицирует их по следующим блокам (сюда мы вносим, прежде всего, то, что связано с языком):

— приемы, связанные с применением наглядных, технических и дидактических средств обучения (нахождение ключевых слов текста по лексико-семантической карте; прослушивание ряда слов и вычленение тех, которые относятся к теме текста; составление кроссворда по изучаемой лексике; составление рассказа по ключевым словам с опорой на иллюстративный материал; составление анкеты, резюме, заявления о приеме на работу по образцу и т.д.);

— приемы, основанные на педагогическом общении преподавателя и студентов, общения студентов между собой (создание ситуации успеха, оказание своевременной помощи, поддержка начинаний в следующих формах работы: определение оптимального варианта перевода предложения; составление плана по тексту; составление монолога или диалога из разрозненных частей; трансформация диалога в монолог и монолога в диалог и т.д.);

— приемы побуждения к познавательной деятельности, учитывающие внутри коллективные отношения в группе (планирование и обсуждение совместной деятельности; обсуждение аннотаций, рецензий к тексту; обоснование своего мнения относительно главной идеи текста; устное сообщение, доклад по теме и т.д.).

При этом с учетом психологического компонента обучения иностранному языку важно помнить о психологической природе самой речевой деятельности, которую можно стимулировать различной мотивацией студента, например, его любознательностью, желанием выразить свое мнение, дать лингвистическую оценку той или иной языковой реалии и т.д.

В течение данного этапа обучения студенты совершенствуют знания, навыки и умения, приобретенные ими за предыдущий период. Иноязычная устная речь как форма непосредственного общения закономерно синтезирует в себе черты диалогической и монологической речи, поэтому в программе выдвигаются требования к процессу говорения в целом, а не к его формам в отдельности. Получают дальнейшее развитие все виды чтения. Письмо продолжает использоваться как средство подготовки устных высказываний и информационной обработки текста.

Для данного этапа обучения характерны совершенствование умений студентов пользоваться различными приемами обогащения их словарного запаса, расширение их потенциального словаря и лингвистических знаний. На первый план выступает самостоятельное использование иностранного языка как средства получения студентами новой информации, которая бы по-иному представляла известные им факты, расширяла их информированность в различных областях знания, вводила в новые сферы их применения. В этой связи ведущим видом речевой деятельности становится чтение, а ведущим видом работы — извлечение информации из текста и ее обработки.

В целом иностранный язык на данном этапе должен выступать как эффективное средство, способствующее удовлетворению, развитию и углублению интересов студентов в выбранной ими области знания, в частности как средство получения профессионально значимой информации. Этой цели в наибольшей степени отвечают различные варианты профессионально ориентированного обучения иностранному языку со своими особыми программами.

Студенты 1, 2 курсов СПО в психологическом плане относятся к юношескому возрасту, который представляет собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его психики.

Мыслительная деятельность старшеклассников более активна и самостоятельна. Для них характерна тяга к обобщениям, поиск общих принципов и законов, стоящих за частными фактами. У юношей наблюдается значительное развитие теоретической мысли. Перед студентами этого возраста стоит задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. С этим связаны дифференциация умственных способностей, интересов, без которой затруднительно освоение профессии, развитие самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции.

Интересы студентов становятся еще более избирательными и устойчивыми. Студенты пытаются с философских позиций осмыслить окружающую действительность, испытывают серьезный интерес к мировоззренческим вопросам.

У студентов может наблюдаться излишний рационализм; при этом они считают нужным добросовестно изучать лишь то, что пригодится, по их мнению, в жизни для будущей профессии, и не всегда осознают роль гуманитарных предметов в развитии духовного мира человека.

Поддержанию должного уровня познавательного интереса к предмету на данном этапе языкового образования способствуют дифференциация обучения, его профильная направленность, личностный подход и компетентносный к студентам, требующий прежде всего отношения к студенту как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями.

На завершающем этапе совершенствуются все полученные знания, навыки и умения, язык используется как действенное средство углубления знаний в разных областях науки, техники и культуры.

Учет психологического компонента обучения иностранному языку студентов СПО способствует установлению благоприятной психологической атмосферы на занятии; развитию дальнейшей коммуникации в рамках позитивного эмоционального и творческого состояния, а также повышению мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка в сфере профессиональной деятельности, что особенно важно в современных условиях.

Источник

Изучение иностранного языка на старшем этапе обучения школьников

Принципы и основные компоненты обучения и развития на основе компетентностного подхода. Упражнения на совершенствование иностранного языка у старших школьников. Рекомендации по совершенствованию содержания образования в практике работы современной школы.

РубрикаПедагогика
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления20.12.2014
Размер файла396,8 K

задачи и содержание иноязычного учебного общения старшеклассников варьируются с учетом

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

За последнее время статус иностранного языка в российском обществе претерпел значительные изменения. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения. Сегодня знание иностранных языков уже не роскошь, а необходимость, возможностей для их изучения предостаточно, не говоря уже о методиках преподавания.

Значительное изменение социального заказа постепенно приводит к кардинальной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку, к использованию современных педагогических технологий.

Актуальность исследования. Проблема содержания в методике обучения иностранным языкам (ИЯ) продолжает оставаться одной из самых актуальных. Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка (ИЯ).

Объект исследования: Процесс изучения иностранного языка на старшем этапе обучения школьников.

Предмет исследования: Изучение иностранного языка.

Цель исследования: раскрыть суть понятия содержания обучения иностранному языку на старшем этапе и рассмотреть возможности его совершенствования.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) Изучить содержание обучения ИЯ на старшем этапе и выявить основные проблемы;

2) Охарактеризовать понятие «компетентностный подход» и изучить принципы и основные компоненты обучения;

3) Изучить способы совершенствования содержания обучения ИЯ;

4) Оценить качество и эффективность современных УМК на старшем этапе;

5) Предложить рекомендации по совершенствованию содержания образования в практике работы современной школы.

Структура курсовой работы:

Исследование состоит из двух глав, введения и заключения.

Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, цели и задачи, объект, предмет и методы исследования. В первой главе приведены основные проблемы формирования иноязычных навыков, рассказано об особенностях общего развития навыков учащихся старшего школьного возраста.

Вторая глава является монографическим исследованием, включающая различные упражнения на совершенствование иностранного языка у старших школьников, приведены примеры упражнений на формирование различных навыков и представлена современная методика, активно использующаяся в рамках учебного процесса в современных школах.

В заключении даны выводы, полученные по результатам курсовой работы.

Глава I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

1.1 Содержание обучения иностранному языку как методическая проблема

Цели, содержание обучения, его организация и методы на всех этапах развития человеческого общества изменялись в зависимости от характера общественных отношений, актуальных требований к общему образованию и профессиональной подготовке людей, от педагогических идей о самом обучении.

В условиях современного научно-технического прогресса возникла необходимость в разработке содержания, форм, методов и средств обучения, соответствующих новым социальным требованиям, а также возможностям и потребностям учащихся.

Обучение иностранному языку в начальной школе направлено на: создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, и для преодоления в дальнейшем психологического барьера в использовании иностранного языка как средства коммуникации; ознакомление с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором, миром игр и развлечений; приобретения детьми социального опыта за счет расширения спектра проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях семейного и школьного общения, с друзьями и взрослыми на иностранном языке; формирование представлений об общих чертах и особенностях общения на родном и иностранных языках; формирование элементарных коммуникативных умений в 4-х видах деятельности с учетом возможностей и потребностей младших школьников; формирование некоторых универсальных лингвистических понятий, наблюдаемых в родном и иностранном языках.

При изучении иностранного языка на второй ступени, в основной школе (5-10 классы), в центре внимания находится последовательное и систематическое развитие у школьников всех составляющих коммуникативной компетенции в процессе овладения различными стратегиями говорения, чтения, аудирования, письма.

Обучение иностранному языку в основной школе направлено на изучение иностранного языка как средства международного общения посредством: Формирования и развития базовых коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности; Коммуникативно-речевого вживания в иноязычную среду стран изучаемого языка; развитие всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции; Социокультурного развития школьников в контексте европейской и мировой культуры с помощью страноведческого, культуроведческого и лингво-культуроведческого материала; Культуроведческого и художественно-эстетического развития школьников при ознакомлении с культурным наследием стран изучаемого языка; Формирование умений представить родную культуру и страну в условиях иноязычного межкультурного общения; Ознакомление школьников с доступными им стратегиями самостоятельного изучения языков и культур.

Задачи и содержание иноязычного учебного общения старшеклассников варьируются с учетом профиля школы и расширяются за счет междисциплинарного подключения иностранного языка к изучению других предметов.

Обучение иностранному языку на третьей ступени направлено на: Развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, позволяющей им быть равноправными партнерами межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах; Обучение этике дискуссионного общения на иностранном языке при обсуждении культуры, стилей и образа жизни людей; Развитие общеучебных умений собирать, систематизировать и обобщать культуроведческую и иную информацию, представляющую интерес для учащихся; Ознакомление учащихся с технологиями самоконтроля и самооценки уровня владения языком; Развитие умений представлять родную страну и культуру, образа жизни людей в процессе иноязычного культурного общения; Использование иностранного языка в профессионально-ориентированном образовании.

Английский язык становится все более востребован в самых разнообразных направлениях человеческой деятельности. Это один из самых популярных языков мира. Во многих странах он принят в качестве второго государственного языка. Язык международной торговли, политики, Интернета, туризма. Для того, чтобы выучить этот полезный во всех отношениях язык, недостаточно одного лишь желания, а требуется определенная методика изучения английского языка, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей.

В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения:

Репродуктивный метод обучения предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях.

Проблемный метод предполагает максимальное содействие активизации познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.

Исследовательский метод обучения обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.

Проблемы содержания обучения:

· Другой проблемой, на которую нельзя закрывать глаза, является то, что далеко не все учителя иностранного языка имеют высшее педагогическое образование. Сегодня 20 % учителей имеют довольно низкие разряды, что говорит об острой необходимости стимулирования высококвалифицированных кадров, а особенно молодых специалистов.

· Ещё одной проблемой является сохранение баланса спектра изучения иностранных языков. Сегодня большинство родителей хотят, чтобы их дети изучали английский язык, что неизбежно приводит к снижению интереса в изучении французского и немецкого языков. Если данная тенденция будет усиливаться, это может привести к исчезновению немецкого и французского языков в российских школах.

· Другой не менее важной проблемой является низкий уровень технической оснащённости учебных заведений. Ряд школ нуждается в улучшении материальной базы, техническом оснащении для проведения занятий по аудированию. Во многих школах имеются кассетные магнитофоны, но недостаточно технических средств воспроизведения видеоматериалов;

· Одной из актуальных проблем при изучении языка является устаревание методических пособий и учебников. В эпоху стремительного развития всех сфер общественной деятельности нельзя обойти стороной и лингвистические изменения, которые происходят в иностранных языках ежечасно, особенно в английском языке. Ежегодно в Европе выпускаются словари, которые публикуют новые слова, вошедшие в лексикон в данном году, а также в словарях встречаются пометки об изменении произношения и расширении значения многих слов. Отечественные авторы учебников по иностранным языкам не успевают следить за этими изменениями, и весьма часто учащиеся учат лексику и грамматические явления, которые уже давно не употребляются в данном языке. Отсюда возникает сбой в межкультурной и межъязыковой коммуникации;

Конечно, помимо указанных проблем существует ряд других, что говорит о том, что система преподавания иностранных языков требует серьёзной доработки, способствующей разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляющих учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы. Понимание преимуществ и недостатков школьной программы позволит корректировать ход изучения английского языка и сделать его наиболее эффективным.

1.2 Принципы и основные компоненты обучения и развития на основе компетентностного подхода

В современной отечественной педагогике известно довольно большое число различных подходов, лежащих в основе подготовки специалистов. В их числе есть как уже известные и устоявшиеся (традиционный знание центристский, системный, деятельностный, комплексный, личностно-ориентированный, личностно-деятельностный), так и новые, вошедшие в научный оборот сравнительно недавно (ситуационный, контекстный, полипарадигмальный, информационный, эргономический и др.). К последним относится и компетентностный подход. Методологии, входящие в первую группу, более или менее полно разработаны, хотя и в разной степени. Так, убедительное обоснование имеют системный, деятельностный и комплексный подходы. Их суть раскрыта с позиций философии, психологии, педагогики. Они широко представлены в научно-педагогической литературе.

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». Предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетентностей должны войти информационная, социально-правовая и коммуникативная компетентность.

Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:

-научить получать знания (учить учиться);

-научить работать и зарабатывать (учение для труда);

-научить жить (учение для бытия);

-научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий).

Выделяют семь ключевых образовательных компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

6. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения, и новых методик проверки эффективности обучения.

Накапливается и осмысливается уже опыт решения не учебных, а жизненных задач. Основным результатом обучения будут не знания, умения и навыки, а осмысленный опыт деятельности. Жизненный опыт формируется планомерно. Оценивается не накопленный багаж дидактических единиц, а способность применить его в различных ситуациях. Школа должна готовить к решению жизненных проблем и полагаться на свою самостоятельность. И поэтому методы и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоваться как самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей.

При составлении плана урока необходимо продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем.

Стараться отказываться от таких не компетентностных форм и методов учебной работы, как монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос, информирующая беседа, самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным заданиям и др.

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя три основных этапа:

1. Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:

2. Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования);

3. Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.

· Исследовательский метод и вид деятельности;

· Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;

· Многообразие подходов и точек зрения;

· Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;

· Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.

На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.

Так что же даёт компетентностный подход?

· Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает,

· Подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем,

· Подготовку учащихся к успеху в жизни,

· Повышает степень мотивации учения,

· Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.

Учитель должен уметь:

· Сам должен быть самостоятельным, инициативным, ответственным.

· Понимать, какие умения потребуются ученикам в жизни.

· Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста.

· Закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике.

· Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов.

· В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха».

· Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.

· Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.

· Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

Учитель должен понимать:

· Стабильности в мире уже не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям,

· Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно,

· Компетентностный подход в обучении повышает мотивацию учащихся.

· Считать себя единственным и главным источником знаний,

· Передавать свой опыт жизни и воспитания,

· Утверждать о раз и навсегда заданных способах «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем,

· Необъяснимых высказываний «надо», «должен», «так принято».

иностранный язык школа обучение

1.3 Способы совершенствования содержания обучения ИЯ

В российских современных образовательных требованиях к качеству профессиональной подготовки, закрепленных на уровне федерального законодательства в виде Федерального государственного образовательного стандарта для каждого направления специализации, владение иностранным языком рассматривается как одна из важнейших характеристик профессиональной компетентности. Однако данные многочисленных исследований, посвященных проблемам иноязычной подготовки специалистов, свидетельствуют, что свободно владеют английским языком лишь 29% опрошенных, а используют эти знания в профессиональной деятельности лишь 15% работников. Эта ситуация создается под влиянием многочисленных факторов, отрицательно влияющих на профессиональное овладение иностранными языками в ходе обучения. Однако вузовские преподаватели отмечают, что большое значение для качества иноязычной подготовки обучающихся в высшей профессиональной школе имеет уровень усвоения базовых знаний и навыков, которые формируются в период школьного обучения.

Анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований показал, что к совершенствованию иноязычной подготовки применяются различные подходы, что свидетельствует о том, что, с одной стороны, существует реальная педагогическая проблема, решение которой является актуальной практической задачей, с другой стороны, разносторонность взглядов и подходов свидетельствуют о недостаточном уровне эффективности этого процесса на современном этапе.

Современная практика совершенствования иноязычной подготовки обучающихся всех уровней находится в центре внимания психолого-педагогической науки. Исследователи выбирают различные педагогические подходы к реализации этой цели. Одним из перспективных на современном этапе многие исследователи считают компетентностный подход. При этом авторы выбирают различные методы и средства совершенствования иноязычной подготовки, что свидетельствует о его широких возможностях, которые находятся в стадии изучения и осмысления.

Так, И.К. Бекасов в рамках данного подхода рассматривает процесс совершенствования иноязычной подготовки на основе внедрения Интернет- технологий (программа Skype, видео-конференцсвязь), которые обеспечивают реальное общение на иностранном языке студентов-лингвистов с носителями изучаемого языка и рассматриваются автором как одно из оптимальных средств совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции.

При этом большое влияние на этот процесс оказывает подготовительная работа по внедрению данной методики, создание совокупности психологических и технических условий. В своем исследовании О.В. Вендина обосновывает положение о том, что компетентностный подход позволяет рассматривать содержание образования как систему образовательных компетентностей, которая интегрирует совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, умений и знаний для эффективного решения личностно значимых и социально актуальных проблем в определенных сферах культуры и видах деятельности. При этом, «компетенция» и «компетентность» как основные категории данного подхода отражают диалектику потенциального и актуального в жизненном цикле профессионализма (процесс развертывания принципа внешне внутренней обусловленности профессионального качества специалиста).

Представляется, что на современном этапе развития системы языкового образования приоритетными должны стать:

· подготовка квалифицированных педагогических кадров, способных и готовых осуществлять инновационную деятельность в общеобразовательных учреждениях;

· формирование современной системы непрерывного языкового образования, его преемственности;

· повышение качества иноязычного образования с учётом отечественных и международных требований;

· активизация инновационных процессов в языковом образовании;

· обеспечение доступности изучения нескольких иностранных языков;

Эффективная реализация приоритетных направлений системы языкового образования обеспечивается решением следующих задач:

· создание условий для совершенствования обучения иностранному языку на дошкольной, начальной, средней и старшей ступенях образования;

· укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений;

· интеграция образовательной, научной и практической деятельности учащихся и учителей;

· введение дошкольного обучения иностранному языку;

· массовый переход к обучению иностранному языку в начальной школе;

· разработка квалификационных требований к учителям разных категорий и типов школ;

· совершенствование различных форм повышения квалификации учителей иностранного языка и увеличение учебных часов по лингвистике и методике преподавания иностранного языка.

Выводы по первой главе

В связи с востребованностью английского языка в самых разнообразных сферах деятельности, в ходе обучения ему у учащихся формируются самые разнообразные умения и навыки. Следует отметить, что для достижения определенного успеха в обучении, необходимо также изначально уточнить уровень, задать планируемый результат, который может быть достигнут в классах и школах с углубленным изучением иностранного языка или нет, и на факультативах. Быстро растущее число новых подходов в процессе обучения позволяет усваивать не отдельные познания из разных областей, а овладевать ими в комплексе.

Это способствует дальнейшему развитию навыка говорения и более быстрому овладению иноязычной речью на продвинутом этапе, а также делает ее более естественной и красочной.

Наконец, следует отметить, что с развитием общества, образование будет иметь возможность пополнения содержания обучения иностранного языка новыми ресурсами, которые в свою очередь обеспечат более продуктивное овладение языком, укрепят мотивационную сферу изучения языка.

Как уже было сказано, содержание обучения зависит от социального заказа, требований общества, которые заставляют усилить коммуникативную сторону, что отражается в «трансформации целей: обучение иноязычной речи> обучение иноязычной речевой деятельности > обучение общению».

Глава II МОНОГРАФИЧЕСОКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

2.1 Оценка качества и эффективности современных УМК иностранного языка на старшем этапе

В современном мире обучение в школе в целом и обучение иностранным языкам в частности, требует пересмотра, как общей методологии, так и конкретных методов и приемов, то есть пересмотра концепции обучения. Проблема обучения иностранному языку как средству общения приобретает особую значимость в современной школе. Основной целью в обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Поэтому, одной из самых важных и насущных проблем в обучении иностранным языком на современном этапе является проблема выбора средств обучения, а именно учебников и учебных пособий.

Как показывает практика, многие учителя иностранного языка испытывают трудности при выборе и оценке учебника, в определении его пригодности для работы в конкретных условиях обучения.

Выбирая тот или иной учебник или целостный учебно-методический комплекс(УМК), учителю следует исходить из особенности образовательного учреждения, т.е. из типа школы, возрастных и индивидуальных особенностей своих учащихся. Отобранный учителям УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать реалии страны изучаемого языка и реалий нашей страны. Результаты исследования в области теории учебника позволяют говорить о дидактических и методических требованиях к учебнику иностранного языка. В дидактическом плане внимание обращается на 4 основные группы требований, связанных с ведущими функциями, которые должен выполнять учебник:

-соответствие потребностями педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний).

-целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней владения языком, целостность элементов учебника).

-ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся).

-мотивация (стимулирование познавательной активности).

В настоящее время касательно английского языка предоставляется широчайший набор отечественных и зарубежных учебно-методических комплексов, поэтому выявляется иная проблема, проблема выбора отечественного или зарубежного УМК.

Рассмотрим отечественный УМК «English» под редакцией О.В.Афанасьевой и И.В.Михеевой для старших классов. Данный учебник вошел в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством Образования и науки РФ для использования в общеобразовательных организациях и школах с углубленным изучением английского языка. Также, УМК «English» отвечает требованиям ФГОС общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference).

УМК включает в себя: рабочую программу, учебник, электронное приложение к учебнику с аудиокурсом на CD, книгу для чтения, рабочую тетрадь, книгу для учителя, контрольные и проверочные задания, сайт дополнительных образовательных ресурсов. Проведенный анализ УМК показывает, что учебник нацелен прежде всего на развитие языковой догадки, умения наблюдать, сопоставлять различные явления изучаемого языка, сравнивать их с аналогичными элементами в структуре родного языка. Работа над развитием филологических навыков в наибольшей степени проводится в учебнике в таблицах с пометкой «focus», в заданиях типа «Guess what the underlined words mean» и т.д. В таком случае, языковая догадка формируется на основе восприятия новой лексической единицы в рамках определенного контекста, а не на уровне слова. Также можно отметить, что каждый компонент УМК связан между собой и при исключении одного компонента нарушается целостность процесса обучения, снижается эффективность всего процесса обучения английскому языку. В учебнике наблюдается реализация основных дидактических принципов отбора учебного материала и видов, типов закрепляющих и контрольных упражнений. Весь материал основан на отработке основных видов речевой деятельности (чтения, письма, говорения и аудирования) совместно с аспектами языка.

Вторым УМК на рассмотрение возьмем «New opportunities» издательства Longman, (Micael Harris, David Mower, Anna Sikozynska). По категории относится к учебникам для старшей школы, с 8-11 класс. Имеет 5 уровней сложности, как (Beginner, Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper- Intermediate).

УМК рекомендуется для специализированных школ, гимназий и лицеев с количеством (4-5 уроков в неделю).

Содержание данного УМК разработано с учетом Рекомендации Совета Европы (CEF). Исключительными особенностями данного учебника являются расширенные тематика и вокабуляр, богатый культурологический элемент учебника в разделах «Culture Focus», «Literature Focus», расширенные упражнения по грамматике и формированию коммуникативных умений.

Имеется дополнительное видео в трех уровнях, на каждом диске шесть сюжетов документального характера, повествующие о жизни в англоязычных странах. Ученики имеют возможность увидеть и ощутить англоязычную культуру. В отдельной тетради есть упражнения и примечания для учителя. Можно использовать с любым курсом такого же уровня.
Видео представлено в таких темах и уровнях:

United Kingdom/ United States (elementary)

In Britain (intermediate)

Around the World (upper- intermediate)

Компоненты курса: учебник с мини словарем, тетрадь, книга для учителя с тестами на диске, аудио- диск, видео- диск, тетрадь к видео- диску.

Также издательство Longman представляет серию учебников для старшей школы «Real Life», так же представляющий несколько уровней сложности и рассчитанный на 2-4 урока в неделю.

Для достижения эффективности во владении иностранным языком, Oxford University Press предлагает учебник «Oxford Exam Excellence».Структура УМК включает своеобразный органайзер, где можно ознакомиться с типами заданий и проследить, какой навык отрабатывается, уровень трудности задания и затраченное на выполнение время. Включает специальную графу оценивания собственных результатом с максимальным количеством очков. Включает 70 страниц справочных материалов и 12 уроков на экзаменационные темы. Цвет страниц указывает на сложность варианта, от Pre-Intermediate до Upper-Intermediatе.

Например, убрать слова, а потом слушать и заполнять пропуски. Великолепная тренировка навыка понимания на слух. Или перепутать абзацы в тексте, распечатать, а потом восстановить. Очень полезно для отработки разговорных навыков. Креативное мышление может помочь придумать много нового для более эффективного изучения языка.

2.2 Содержание электронных образовательных ресурсов и проектная технология в целях совершенствования иностранного языка

Разрабатывая содержание обучения, стоит учитывать и то, что содержание каждого учебного предмета является органичной частью содержания образования в целом и поэтому должно способствовать достижению общих образовательных целей (наряду с формированием некоего объема знаний, умений, навыков оно должно обеспечивать возможность развития учебно-познавательных умений у обучаемых, формировать у них способности к самостоятельному мышлению, постоянному обновлению знаний и их обобщению, умения мыслить системно, выходя за узкие рамки содержания конкретного учебного предмета при решении комплексных практических задач).

С тех пор как в человеческом обществе возникла необходимость в обучении иностранному языку, появилась и задача поиска эффективных путей достижения этой цели. В наше время эта проблема приняла по- истине глобальный характер: вопросами обучения иностранному языку занимаются практически во всех странах мира.

Огромное количество ученых и педагогов стремятся создать конкретные системы обучения, способные обеспечить каждому учащемуся успешное овладение иностранным языком.

Одним их мощных средств формирования и адекватного выражения собственных мыслей, переживаний, идей и чувств на основе имеющихся речевых навыков является использование информационно- компьютерных технологий, а именно, учебных видеофильмов на уроках английского языка.

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, весьма трудно. Поэтому важной задачей преподавателя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на занятиях иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы(творческие проекты, ролевый игры, дискуссии).

Не менее важной является задача приобщения учащихся к культурным ценностям народа-носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов (рисунков, текстов, звукозаписей).Наряду с этим важно дать учащимся и наглядное представление о жизни, традициях иноязычных стран изучаемого языка. Этой цели могут служить учебные видеофильмы, использование которых способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики «… представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности. ».

При использовании видеофильмов на занятии развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен как таковой, и мотивация, которая достигается тем путем, что студенту будет показано, что он способен понять изучаемый им язык. Это приносит удовлетворение и веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.

Особую эффективность приобрели упражнения на развитие рецептивных умений, требующие выделения из текста/фильма/записи содержательной и смысловой информации.

Обучение иностранному языку требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем какой-либо другой учебный предмет, т.к. индивидуальной прежде всего является речь ученика, ведь это средство выражения его индивидуальных чувств, эмоций и взглядов. Иными словами, любое высказывание ученика должно быть, по возможности, естественно мотивированным, то есть исходить как бы из внутреннего «я». Для достижения целей обучения, намеченных современной программой, для развития коммуникативной компетенции учащихся необходимо прежде всего общение. При организации общения лучше применять такие ситуации, которые затрагивают интересы учащихся, связаны с их личным опытом, т.е. в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход. Одним из способов реализации данного подхода и является проектная методика, более всего подходящая именно на старшем этапе обучения, когда ученики уже имеют выявленный И.Л.Бим «базовый уровень» и могут опираться на личный опыт и высказывать свое мнение.

Проектная методика была введена в 1919 году в Америке. В основе метода лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и других американских ученых.

Анализ и обобщение различных подходов к структурированию проектной деятельности позволяет выделить следующие этапы:

Главная идея состоит в следующем:

1) Ребенок с большим увлечением будет выполнять выбранную им деятельность. Но приступая к проекту, учителю необходимо выявить индивидуальные особенности, интерес и жизненный опыт учеников.

2) Планирование деятельности и организация групп (Количество участников может быть разное. Выдкляются личностные, парные и групповые. Групповые наиболее часто используются в нашей практике. Стоит учитывать, что группы учащихся должны формироваться с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый.

3) Поиск новой и дополнительной информации, выбор способов реализации проектов (рисунки, викторины). Очень важно принимать инициативу товарищей и с уважением относиться к любой идее, то есть, создавать ситуацию «успеха», умения работать в «команде». Стимул к активному усвоению знаний выходит из ответственности, лежащей на каждом ученике за собственный участок работы.

4) Защита проекта, анализ и оценка результатов проделанной работы, выявление успехов и неудач.

Подобная форма работы нравится ученикам.

Предоставляются следующие отзывы:

— «Я увидела многих одноклассников совсем с другой стороны. Никогда не думала, что у моих друзей такие таланты!»

— «Мне нравится, что другие слушают, о чем я говорю, и уважают мою точку зрения. В обычной жизни это бывает нечасто».

— «Приходится много думать, читать, ходить в библиотеки, иногда даже ночь не спать, чтобы придумать что-нибудь такое, что могло бы поразить других. Это интересно!»

— «Я могу больше общаться со своими товарищами».

На рассмотрение приводятся следующие результаты проектной методики:

— прочное и глубокое усвоение знаний;

— высокий уровень самостоятельной работы учащихся;

— высокий уровень научности в знаниях у учащихся;

— умение работать в группе, вести групповое обсуждение;

Проблемы, которые можно решить, используя метод проектов:

— низкий уровень активной, самостоятельной работы учащихся;

— перегрузка учителей и учащихся.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:

1.) В центре учебного процесса находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность.

2) Роль учителя в таком учебном процессе чрезвычайно ответственна, но она иная, чем при традиционном обучении.

З) Ответственность за успех учебной деятельности школьники в большой степени берут на себя.

2.3 Содержание упражнений по обучению иностранному языку

В первой главе было выяснено, что основным компонентом содержания обучения является лингвистический компонент, иными словами, лексика, являющаяся важнейшим компонентом речевой деятельности. Поэтому стоит начать с упражнений на отработку лексических навыков на старшем этапе современной школы.

Работы по накоплению вокабуляра сопутствует всему процессу обучения. Усилия, затрачиваемые на усвоение слов, определяются их конкретными свойствами, в частности: совпадение или несовпадение в объеме значения с родным языком; принадлежность к абстрактному или конкретному понятию; нужность для выражения мыслей. Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком. Стоит задать вопрос: что же такое упражнение? Упражнение должно отвечать требованием. Во- первых, в нем должна быть цель. Но цель эта должна быть направлена на достижение определенного результата, в нашем случае, на умение говорить на иностранном языке. Но, для конечного эффекта мало одного упражнения, поэтому упражнения подразделяются на системы, подсистемы и комплексы.

Для каждого вида речевой деятельности необходимы две категории упражнений: направленные на формирование речевых навыков и развитие речевого умения. На старшем этапе обучения нужны подготовительные и дифференцированные упражнения, устные и письменные, тренировочные, развивающие навыки употребления лексики в высказывании на уровне предложения, а затем и на уровне небольшого текста. В старших классах накопленный вокабуляр должен быть уже хорошо усвоен. Повторение не должно быть механическим, оно должно при повторении соединять лексику разных пройденных тем.

Среди учебников, в которых хорошо представлены упражнения на лексику, выделяют:

-English Grammar In Use (Raymond Murphy)

-Oxford Exam Excellence( Oxford University Press)

Все лексические упражнения делятся на 2 категории, которые имеют свою направленность:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *