жесты выражающие оценку и отношение жесты одобрения неудовлетворения доверия и недоверия

Кинесические средства общения

Этозрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. Кинесика изучение собеседника по его жестам, мимике, позам, походке, взглядам.

Жесты– разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты (см. таблицу 3).

Таблица 3 – Жесты, общие для всех культур

Вид жестаНазначениеПримеры
1. КоммуникативныеС их помощью осуществляется общениеЖесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запрета, утвердительные, отрицательные, вопросительные.
2. МодальныеОтражают оценку и отношениеЖесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности.
3. ОписательныеИмеют смысл в контексте речевого высказыванияЖесты указания размера, формы, направления.

При общении часто наблюдаются следующие жесты:

1) жесты оценки:почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта; вставание и прохаживание; наклоненная голова;

2) жесты уверенности:соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле, закладывание рук за голову;

3) жесты нервозности и неуверенности:переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть; прикосновение к запонкам, часам, пуговице, сумочке;

4) жесты самоконтроля:руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую за запястье или предплечье; поза человека, сидящего на стуле вцепившись руками в подлокотники или сжав кулаки, лодыжки при этом сведены вместе;

5) жесты запрета:сложенные или скрещенные на груди руки; корпус, отклоненный назад; манера сидеть верхом на стуле с широко расставленными ногами, дужка очков во рту;

6) жесты ожидания:потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

7) жесты доминирования:выставление больших пальцев рук напоказ; резкие взмахи руками сверху вниз;

8) жесты неискренности и сомнения:защита рта рукой, прикосновение к носу, потирание века, почесывание и потирание уха, почесывание шеи, оттягивание воротничка, поворот корпуса в сторону от собеседника;

9) жесты разочарования и враждебности:сцепленные пальцы рук (они могут быть подняты на уровень лица, руки со сцепленными пальцами могут лежать на столе, на коленях при сидячем положении или внизу перед собой в стоячем положении).

Мимика – этодвижения мышц лица (см. таблицу 4).

Таблица 4 – Мимические коды эмоциональных состояний

Части лица и мимика Мимика выражается вЭмоциональные состояния
ГневПрезрениеСтраданиеСтрахУдивлениеРадость
1. Положение рта (открыт или закрыт)Рот открытРот закрытРот открытРот обычно закрыт
2. Губы (уголки подняты или опущены)Уголки губ опущеныУголки губ подняты
3. Форма глаз (раскрыты, широко раскрыты, прищурены, сужены)Глаза раскрыты или суженыГлаза суженыГлаза широко раскрытыГлаза прищуре ны
4. Яркость глаз(блестят, тусклые, не выражено)Глаза блестятГлаза тусклыеБлеск глаз не выраженГлаза блестят
5. Положение бровей(сдвинуты к переносице, подняты вверх)Брови сдвинуты к переносицеБрови подняты вверх
6. Уголки бровей (внешние уголки бровей подняты вверх, внутренние уголки подняты вверх)Внешние уголки бровей подняты вверхВнутренние уголки бровей подняты вверх
7. Лоб(вертикальные складки на лбу и переносице, горизонтальные складки)Вертикальные складки на лбу и переносицеГоризонтальные складки
8. Подвижность лица и его частей(динамичное, застывшее)Лицо динамичноеЛицо застывшееЛицо динамичное

На рисунке 2 представлены эмоции, выражаемые мимикой.

жесты выражающие оценку и отношение жесты одобрения неудовлетворения доверия и недоверия

жесты выражающие оценку и отношение жесты одобрения неудовлетворения доверия и недоверия

Рисунок 2 – Эмоции и состояния, выражаемые мимикой

В специальной литературе встречается более 20000 описаний выражения лица. Следует отметить, что главной характеристикой мимики выступает ее целостность и динамичность. Мимика выражает шесть основных эмоциональных состояний: гнев, презрение, страдание, страх, удивление, радость – все движения лица скоординированы.

Когда о человеке говорят, что у него «добрые глаза», «упрямый рот», «тупое выражение лица», «умный взгляд» и т.д., то подразумевают не анатомические особенности, а выражение в мимике психологических особенностей данного человека. Исследования показали, что при малоподвижном и невыразительном лице в процессе общения теряется до 10-15% информации. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если мимика отсутствует.

Поза – это положение человеческого тела, типичное для конкретной среды, культуры; является единицей пространственного поведения человека. Человеческое тело способно принять около 1000 различных устойчивых положений. Поза наглядно показывает восприятие человеком собственного статуса по отношению к статусу других присутствующих лиц (люди с более высоким статусом, как правило, принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные).

Поза заключается в размещении человеком своего тела по отношению к собеседнику и свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению. Различают «закрытые» и «открытые» позы (см. рисунок 3).

жесты выражающие оценку и отношение жесты одобрения неудовлетворения доверия и недоверия

Рисунок 3 – Закрытая и открытая позы

Позы:

1) Закрытые,когда человек пытается как-то закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве, воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики.

2) Открытыеже воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

3) позы раздумья (например, поза роденовского мыслителя);

4) позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к веку).

5) «наполеоновская» поза:

стоя, когда руки скрещены на груди и;

сидя, когда обе руки упираются в подбородок.

Походка стиль передвижения. Исследования показывают, что самая «тяжелая» походка при гневе, самая «легкая» при радости. Самая большая длина шага при гордости. Вялая, угнетенная походка при страдании.

Взгляд (визуальный контакт) наиболее естественное средство невербального общения – направление взгляда показывает, на кого (или на что) направлено внимание собеседника, а также дает обратную связь, т.е. показывает, как собеседник относится к сообщению.

Взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова, – на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, – больше. Тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера – смотрит только для того, чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

Такое распределение взглядов объясняется тем, что тот, кто говорит, – тот активен, а кто слушает, – пассивен, расположен к восприятию. Говорящий смотрит на собеседника, чтобы придать своим словам больше выразительности и убедительности. Когда говорит партнер, то ни в коем случае не нужно вступать с ним в единоборство взглядов, ибо это пробуждает агрессивность, которую следует избегать. В деловом общении, когда говорит партнер, нужно концентрировать свой взгляд на его губах, тем самым внушая ему на подсознательном уровне, что внимательное слушанье еще не означает позволение оказывать влияние.

Взгляд используется для установления взаимоотношений (т.е. визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению). Когда человек хочет установить более теплые взаимоотношения с собеседником, он ищет его взгляд. То, как люди смотрят друг на друга, какова продолжительность их взгляда и как долго они могут выдерживать взгляд, определяет комфортное и дискомфортное самочувствие в процессе общения.

Во время общения взгляд говорящего должен встречаться с глазами собеседника около 60-70%всего времени общения. Меньшее время контакта (например, встреча с глазами собеседника около 30%) свидетельствует о недоверии к собеседнику. Не рекомендуется во время деловых бесед и переговоров одевать темные очки, иначе собеседник думает, что его разглядывают в упор.

Когда взгляды собеседников встречаются в процессе общения редко, то это означает, что партнер к своему собеседнику или к содержанию его сообщения относится негативно. Если же взгляд собеседника обращен на партнера часто и длительно, то это может означать следующее:

— он считает его очень интересным и привлекательным – зрачки его глаз расширены;

— его очень интересует предмет беседы – зрачки глаз также расширены;

— он настроен враждебно по отношению к партнеру и невербально посылает вызов – зрачки его глаз сужены.

Глаза передают самые точные сигналы о состоянии человека: расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

В деловом общении важно обращать внимание, куда направлен взгляд, поскольку направленность взгляда имеет определенные сигнальные значения и оказывает влияние на результаты общения.

Различают следующие виды взглядов:

1) деловой взгляд – направлен на область лба собеседника (такая направленность взгляда создает серьезную атмосферу, а партнер по общению чувствует деловое отношение); такой взгляд целесообразно использовать при высказывании критического замечания, при жесткой формулировке своей позиции;

2) социальный взгляд – направлен на центральную область лица собеседника; этот взгляд характерен для спокойной, дружеской беседы и неуместен, когда представляются серьезные претензии к партнеру по общению, он может просто не обратить внимание на слова, с какими бы интонациями они не произносились;

3) интимный взгляд –проходит через линию глаз и опускается ниже подбородка на другие части тела собеседника, показывая тем самым заинтересованность в собеседнике отнюдь не делового характера;

4) взгляд искоса передает интерес или враждебность собеседника.

В таблице 5 представлены основные виды взглядов в процессе коммуникации, их трактовка и рекомендуемые действия.

Таблица 5 – Трактовка взглядов в процессе коммуникации

Взгляд и сопутствующие движенияТрактовкаНеобходимо
1. Подъем головы и взгляд вверхПодожди минуту, подумаюПрервать контакт
2. Движение головой и насупленные бровиНе понял, повториУсилить контакт
3. Улыбка, возможно, легкий наклон головыПонимаю, мне нечего добавитьПродолжить контакт
4. Ритмичное кивание головойЯсно, понял, что тебе нужноПродолжить контакт
5. Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседникуХочу подчинить себеДействовать по обстановке
6. Взгляд в сторонуПренебрежениеУйти от контакта
7. Взгляд в полСтрах и желание уйтиУйти от контакта

Продолжительность взгляда так же, как и язык телодвижений, зависит от национальной культуры. Так, жители Южной Америки имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других народов. Японцы в ходе деловой беседы смотрят не в лицо, а скорее в шею. В связи с этим, прежде чем делать какие-либо выводы, следует учесть национальную принадлежность общающихся.

Дата добавления: 2015-12-22 ; просмотров: 11227 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Проксемика в невербальном общения.

жесты выражающие оценку и отношение жесты одобрения неудовлетворения доверия и недоверия жесты выражающие оценку и отношение жесты одобрения неудовлетворения доверия и недоверия жесты выражающие оценку и отношение жесты одобрения неудовлетворения доверия и недоверия жесты выражающие оценку и отношение жесты одобрения неудовлетворения доверия и недоверия

жесты выражающие оценку и отношение жесты одобрения неудовлетворения доверия и недоверия

жесты выражающие оценку и отношение жесты одобрения неудовлетворения доверия и недоверия

Кинесические особенности невербального общения.

Кинестика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок (зона, территория, собственность и перемещения), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний.

Наиболее значимы кинесические средствазрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении.

Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих людей. Люди с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

Поза может свидетельствовать либо о закрытости, либо об открытости к общению. При закрытой позе человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве. При открытой же позе стоящий человек руки раскрывает ладонями вверх, сидящий раскидывает руки, ноги вытягивает. Открытые позы воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Жесты — это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

Жесты можно разделить на:

· коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т. д.);

· жесты, выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.);

· описательные жесты (имеют смысл только в контексте речевого высказывания).

Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица

В мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку все-таки несут брови и рот. Легче всего определяются эмоции радости, удивления, презрения, гнева, сложнее — эмоции страдания и страха.

Походка человека — это стиль передвижения, который отражает его эмоциональное состояние.

С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. Взгляд передает самую точную информацию о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не контролируется человеком

Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека и отражают его состояние.Характеристики голоса относятся к просодическим и экстралингвистическим явлениям.

Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, темп голоса, сила ударения.

Экстралингвистика — это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздохов и т.д.

Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, дополняются, замещаются и предвосхищаются речевые высказывания, выражаются эмоциональные состояния.

Скорость речи является важной характеристикой чувств. Подготовленный человек может по голосу определить, какое психологическое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, поймет, каким голосом говорит человек, так считает А. Пиз. Поэтому иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его.

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное. Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношен равенства социального положения общающихся.

жесты выражающие оценку и отношение жесты одобрения неудовлетворения доверия и недоверия

Проксемика в невербальном общения.

Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Это понятие ввел американский антрополог Эдвард Холл в начале 60-х гг. Слово «проксемик» (от англ. Proximity) означает близость. Его исследования в этой области привели к новому освещению отношений между людьми.

Каждый человек имеет свою собственную личную территорию, например, квартиру, дом, участок, огороженный забором; сюда входит его машина, его собственная спальня или его личный стул, а также, как обнаружил доктор Холл, определенное воздушное пространство вокруг его тела.

Психический и этический комфорт в процессе общения во многом определяется дистанцией между собеседниками. Знание дистанций позволяет прогнозировать реакцию другого человека в процессе общения.

Выделяют следующие зоны в человеческом контакте:

• интимная зона (до 50см), в которую допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения.

• личная или персональная зона (50 — 120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

• социальная зона (120 — 400 см) обычно создается во время встреч в кабинетах и других служебных помещениях с малознакомыми и незнакомыми людьми;

• публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей — в лекционной аудитории, на митинге.

У разных народов эти пространственные зоны различны. Выбор дистанции общения зависит от взаимоотношений между людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют) и от индивидуальных особенностей людей (например, интроверты плохо переносят слишком близкую дистанцию).

Существует ряд неписаных правил поведения для европейцев в условиях скученности людей, например, в автобусе или в лифте:

• ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми;

• не рекомендуется смотреть в упор на других;

• лицо должно быть совершенно беспристрастным, никакого проявления эмоций не разрешается;

• чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения;

• в лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой.

Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве. В процессе общения в условиях рабочего кабинета со стандартным прямоугольным столом собеседники могут занимать четыре основных положения относительно друг друга:

а) позиция непринужденного общения (угловое расположение).

б) позиция сотрудничества (делового взаимодействия).

в) соревновательно-оборонительная позиция.

г) независимая позиция.

(а) Позиция непринужденного общения. Эта позиция обычно используется людьми, которые находятся в дружеских отношениях и ведут непринужденную беседу. Эта позиция позволяет видеть не только глаза, но и жесты другого человека. Угол стола представляет собой частичный барьер в случае, если один из собеседников начинает чувствовать угрозу, а при этом нет территориального деления на крышке стола.

(б) Позиция сотрудничества. Собеседники совместно работают над одним проектом, стремятся к взаимопониманию и эффективному взаимодействию. Это одна из самых удачных позиций для обсуждения и выработки общих решений.

(в) Соревновательно-оборонительная позиция. Такое расположение способствует тому, что каждая сторона будет придерживаться своей точки зрения. Стол между ними становится своеобразным барьером. Когда люди сидят непосредственно друг напротив друга, они бессознательно делят стол на две части. Каждый осознает половину стола как собственную территорию и возражает против вторжения собеседника.

(г) Независимая позиция. Эту позицию занимают люди, когда они не хотят общаться с другими людьми. Это говорит об отсутствии интереса и даже враждебной позиции по отношению к другим людям, особенно если вы вторгаетесь в территориальное владение этого человека. Такого положения надо избегать, когда между А и В требуется какой-либо открытый разговор.

На создание психологического климата существенное влияние оказывает не только расположение собеседников за столом, но и форма самих столов, размер стула и различные аксессуары.

Квадратный стол (формальный) устанавливает соревновательные или же оборонительные отношения партнеров на переговорах. Это относится к людям, занимающим равное положение в обществе. Квадратные столы являются идеальными для коротких прямых переговоров или создания отношений начальник — подчиненный. При этом больше всех вам будут помогать люди, сидящие рядом. Тот, который сидит справа, будет помогать больше, чем тот, который сидит слева. Наибольшее сопротивление будет оказывать человек, который сидит непосредственно напротив вас.

Круглый стол (неформальный) создает атмосферу неформального отношения и является идеальным для ведения дискуссий среди людей, занимающих одинаковое положение в обществе, так как каждый человек занимает одну и ту же территорию стола. Если убрать стол и поставить кружком стулья, также появится атмосфера расслабления.

Факторы, которые как бы повышают статус человека, следующие: размер стула и его спинки, высота, на которой находится стул от пола, и местоположение стула в кабинете. Вращающиеся стулья и стулья на колесиках позволяют обладателю стула иметь некоторую свободу движения, когда он находится в затруднительном положении. Кресла с ручками, особенно те, в которых можно откидываться, лучше, чем стулья, у которых нет таких преимуществ.

4. Паралингвистические особенности невербального общения.

В деловом взаимодействии очень часто используются «риторические уловки» т.е. эмоциональные возбудители. Именно они вызывают у парнера эмоции, переживания. Деловым людям очень важно вызывать не просто эмоции у собеседника, а именно те с помощью которых можно добиться определенного результата. Что бы добиться положительного результата необходимо учитывать психотип аппонента, его ведущий сенсорный канал.

Беспроигрышным вариантом в деловом взаимодействии является энергетика речи: ее экспрессия и тональная вариантность. Собеседникам нравится, когда партнер не суетится, а чеканит фразы, не скрывая при этом своих позиций отношения к предмету разговора, всем своим видом подчеркивая уверенность своих высказываний. Именно правильное произнесение слов и манеры поведения способствуют к обращению в вашу сторону парнера и создают доверительную ситуацию.

Под интонацией понимаются все явления, звуковые средства звука, которые связаны с голосом и не требуют концентрации нашего внимания на содержании сказанного.

Экстралингвистические компоненты представляют собой атипические индивидуальные особенности произношения — речевые паузы, смех, покашливание, вздохи, плач, заикание и т. п.

Речь базируется на задействование механизма ассоциаций. Они представляют собой способность интеллекта восстанавливать прошлую информацию по отношению к той, которая в данный момент принимается человеком. Эффект достигается благодаря тому, что говорящий создает поле для делового взаимодействия, благодаря которому собеседник соучаствует и проще понимает партнера.

Различают следующие характеристики человеческого голоса:

· Быстрый темп речи свидетельствует об импульсивности собеседника, его уверенности в себе;

· спокойная, неторопливая манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;

· колебания в скорости речи обнаруживают на недостаток уравновешенности, неуверенность.

· Большая громкость присуща, как правило, истинной силе побуждений, либо качливости и самодовольству;

· Малая громкость указывает на сдержанность, скромность, нехватку жизненной силы, слабость человека;

Сильные изменения в громкости свидетельствуют о волнении говорящего. невербальный деловой коммуникация интонация

Фальцет присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта;

Режим или течение речи.

Смех рассматривается как универсальное средство для снятия напряжения в общении. Открытый, естественный смех (смех с широко раскрытым ртом) демонстрирует радость, удовольствие, одобрение. Полные люди, люди веселые по натуре смеются всем телом.

Вздохи, стоны, покашливания также представляют собой «говорящие» звуки. Их роль в общении сводится, прежде всего, к выражению определенных состояний (безысходности, нетерпеливости, недовольства и т.п.) и «заражению» окружающих путем вызывания у них аналогичных чувств.

Паузы во время разговора делают для того, чтобы: предоставить партнеру возможность высказаться; выиграть время на размышления; придать силу словам, следующим за паузой; переждать отвлечение партнера; отреагировать на невербальные сигналы, свидетельствующие о желании партнера что-то сказать.

Если человек не обращает внимания на то, что его прерывают, значит, он больше ориентируется на себя, а если он с трудом выносит паузы в разговоре, он больше ориентируется на межличностное взаимодействие.

Умение держать паузу — порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание.

Умение слушать паузу, интерпретировать причины молчания позволяет получить важную дополнительную информацию в процессе общения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *