искусство как форма культуры характеризуется тем что оно
Искусство как форма культуры
Искусство, по определению, является формой или специализированной сферой культуры, в функциональные задачи которой входит интеллектуально-чувственное отображение бытия в художественных образах.
Сущность и формы искусства
Иными словами, основание искусства – это художественное творчество, обладающее следующими специфическими характеристиками:
Художественное творчество является «механизмом»:
Образ в искусстве — виды и формы
Форма мышления в искусстве – это образ, который может быть построен на имитации:
всех явлений, процессов, ощущений, коллизий, которые либо наблюдаемы, либо представляемы.
Цель искусства состоит в проектировании определенных образцов-эталонов поведения и сознания для дидактического воздействия (понимание эпохи Просвещения) и стимулирования соответствующей социальной практики с позиций этих эталонов.
В отличие от научного способа познания, который расчленяет для аналитики мир на отдельные части, художественная сфера идет по пути целостного и синтезированного отображения с помощью создания некоторых комплексных моделей, где расставляются установленные акценты противопоставления «добра и зла» (того, что способствует объединения и пониманию, — тому, что разобщает и разрушает).
Слитность и единство характеризует также и художественный образ. В нем непременно присутствует выражение и мыслей, и чувств автора, без нарочитого преобладания одной из этих форм. Искусство не может и не должно сводиться лишь к выражению эмоций, оно должно включать в себя и деятельность мысли.
«эмоциональные реакции свойственны и животным, однако пение птиц не становится музыкой, а прыжки обезьяны – танцем, потому что у животных нет сознания, мышления…»
Типы и функции искусства
К формам существования искусства относят:
Ту область культуры, где происходит реализация, обеспечение и существование художественного творчества, принято называть художественной культурой. Таким образом, она – эта структура определенных подсистем, а именно:
Изучением искусства занимаются:
Основные ракурсы изучения искусства:
Функции искусства в первую очередь связаны с его социокультурными задачами, которые включают в себя:
История возникновения искусства и художественной деятельности
Российский академик РАН А.Я.Флиер отмечает, что искусство (как творчество и мастерство) и художественная деятельность (как генерация ценностей в образном выражении) имеют различный генезис (возникновение и развитие).
Так, художественная деятельность появилась в верхнем палеолите в качестве элемента магической, ритуальной практики, где фиксировались значимые сущности или формы поведения (этикетные церемонии, навыки практической деятельности), которые затем могли превращаться в обряд. Историки отмечают, что такая художественная деятельность почти до конца Средневековья занималась «обслуживанием» иных функций – религиозных, политических, образовательных, а как самостоятельная сфера оформилась лишь к Новому времени.
Искусство как специфическая деятельность возникло из ремесла в период становления городских цивилизаций (4-3 тыс. до н.э.) с появлением:
Таким образом, история искусства в том виде синтеза художественного образа и мастерства (ремесла), который мы имеем в современном понимании, отображает процесс медленного сближения и слияния этих двух форм.
Механизмы существования искусства
Несмотря на свою главную особенность (инновативно-творческий подход), искусство, тем не менее, является жестко нормативной и регулируемой сферой человеческой деятельности, на которую существенно влияют:
Его также отличает «консерватизм» по вопросам нравственного и социального содержания. Хотя эта сфера деятельности прочно связана с колебаниями «социальных заказов» общества на тот или иной вид художественной продукции, традиции привязанности ее к «вечным ценностям» остаются малоизменяемыми. Это связано, по мнению А.Я.Флиера, с устойчивостью главных антропологических и социальных интересов, а значит, и вытекающих отсюда нравственных проблем. Как подтверждение – бесконечное множество типовых фабул и одинаковых сюжетов, а также устойчивость определенных «вечных» образов.
Социальная стратификация искусства
Она также претерпела некоторые исторические изменения. Ее первоначальный вид — разделение на:
– был со временем расширен более узкими зонами художественной практики: религиозной, аристократической, детской, тюремной, военной и т.д. А с середины 19 века появляется совсем новый феномен массовой культуры, а с ними массовое искусство, когда упрощенное и схематическое содержание транслируется на профессиональном уровне мастерства, а смысл художественного образа сведен к минимуму (интеллектуальному и эстетическому) непритязательного пользователя.
Презентация темы:
Современность художественной культуры
Сегодня искусство и художественная практика являются высокодоходными отраслями и развитыми сферами в постиндустриальных странах. Между тем, ученые отмечают тенденции изменения принципов внутренней дифференцированности искусства – от социальной обусловленности к иерархии коммерческой рентабельности, причем, как в высоких, так и в низких жанрах.
В целом современную художественную культуру отличает:
Эти качества современной культуры повышают эффективность социально-интегрирующей функции искусства в обществе.
Обществознание. 10 класс
Конспект урока
Обществознание, 10 класс
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Художественная культура — деятельность, отражающая реальность и одновременно творящая особую искусственную реальность с использованием образных средств выразительности.
Эстетический вкус — способность человека отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве.
Хеппенинг предполагает участие зрителей в художественном действе, поэтому его финал не определён.
Искусство, виды искусства, творчество как вид человеческой деятельности.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 28-41; 192-198.
П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 5 – 37.
А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов. Учпедгиз.Москва,2018. С.139-140
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Как и когда появилось искусство?
Одни учёные связывают появление искусства с мифологией, другие же считают, что его истоки кроются в наличии у человека нерастраченной энергии. Есть учёные, полагающие, что объектом художественного творчества становятся созданные человеком полезные предметы. Искусство отличается от других институтов духовной культуры тем, что дает возможность увидеть мир через чувственное восприятие в виде образов, где сосуществуют реальность и вымысел. Это связано с тем, что творящий не ставит целью представить объект таким каков он есть, а показать его определенные качества через призму своего восприятия.
Понятие «искусство» многогранно:
Под этим словом мы понимаем мастерство, умение, ловкость.
С другой стороны, являясь одним из компонентов духовной культуры общества, искусство представляет собой особый вид духовно-практического освоения и действительности.
Искусство выполняет ряд функций.
Эстетическая функция связана с влиянием на эмоции. Через эмоциональную составляющую мы приходим к самопознанию.
Познавательная функция связана с информационной.
Произведения искусства показывают культурно – исторические и религиозные черты стран и народов, поэтому искусство источник знаний.
Коммуникативная функция связана с общением людей через искусство и проявляется в контакте автора и зрителя через художественное произведение.
Ценностно-ориентирующая и воспитательная функции искусства взаимосвязаны, т.к. искусство воздействует на мировоззрение и поведение людей.
Компенсаторная функция искусства заключается в том, что оно помогает преодолевать социальные и духовные проблемы, негативные переживания.
Другая классификация видов искусства основана на средствах выражения художественного образа.
Временные виды – это те, где действие связано со временем. Ими являются литература и музыка
Пространственные виды искусства связаны с пространственным построением образов. Это живопись, архитектура, скульптура и др.
Пространственно-временные виды искусства сочетают в себе первые два вида. Это театр, цирк, эстрада, кинематограф и др.
Самая распространенная классификация видов искусства основана на социологическом признаке:
Элитарное – отличается высокой сложностью форм и содержания.
Массовое – создается для представителей всех слоев общества. Его основные черты – общедоступность, коммерческий характер, занимательность, серийность.
Создание универсальной классификации невозможно, так как искусство динамично развивается.
В каждом виде искусства своя система жанров: в литературе – эпос, лирика и драма; в изобразительном искусстве— портрет, натюрморт, пейзаж, батальная или историческая картина.
В музыке жанры различаются по способу исполнения (вокальные и инструментальные), содержанию (лирические, эпические и драматические), месту и условиям исполнения (театральные, концертные, камерные и др.).
Современное искусство имеет тенденцию к синтезу различных видов и жанров искусства.
Современное искусство разнообразно. В нём нет строгих правил. Каждый автор использует средства искусства, которые по его мнению, изменяет собственное и зрительское видение мира, направляет эстетические переживания при восприятии своего творения.
Перформанс – это такой вид искусства- художественное действо, в котором художник привносит атрибуты символы, жесты, позволяющие ему доминируя в представлении, донести до зрителя замысел. Это своеобразное представление, в котором используются приёмы изобразительного и театрального искусства. Перформанс расчитан на случайного, неподготовленного зрителя.
Современное искусство во всех его видах и жанрах даёт возможность человеку выразить себя.
Разбор типового тренировочного задания
1. Выберите верные суждения о функциях искусства
1) Искусство даёт человеку знания о мире и о самом человеке.
2) Искусство стремится выявить общее в виде обобщённых абстракций.
3) Искусство всегда предполагает воздействие на мировоззрение и поведение людей.
4) Искусство формирует эстетические вкусы человека, пробуждает его творческое начало.
5) Искусство отражает мир через категории добра и зла.
Правильный вариант/варианты: 1,3,4
2. Восстановите смысловое значение предложения.
Курсовая работа: Искусство как форма культуры
Название: Искусство как форма культуры Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: курсовая работа Добавлен 22:58:09 09 октября 2010 Похожие работы Просмотров: 1726 Комментариев: 21 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.6 Оценка: неизвестно Скачать |